Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979Публикуется с согласия автора книги.

Скачать PDF-версию книги (354 Кб)

СУББОТНИКИ В МУГАНИ

Страницы истории
То, что древние авторы одну и ту же область нынешней Азербайджанской
республики называют разными именами, как-то: Агвания, Албания, Аран и даже Шемахия, объясняется, видимо, так: европейские источники называют эту страну Албанией, исходя, главным образом, из похода Помпея, который, завоевав Иверию, через Камбизиану (Ширакская степь) направился далее по левому берегу Куры, встретив первую страну — Албанию. Это наименование европейские источники относят ко всему восточному Закавказью. Армяне, распространяя религиозное влияние через Эчмиадзинский монастырь, для которого ближайшей страной была Агвания, начинают говорить и обо всей стране, как об Агвании.

Арабы, начиная свои походы с Экбатаны — Хамадана, через Ардебиль и
Аракса вышли в Мильскую степь, взяв город Байлаган и провинцию Мец-Иран или Мец-Аран, входящую в область Пайтакаран. По названию первой провинции, Мец-Аран, они всю эту область называли Араном. Наконец, русские источники называют эту местность Ширваном.

А среди коренных жителей этой местности священной и легендарной
считалась область Могань или Мугань. Родина магов — огнепоклонников,
сохранившей до нас таинственные древние курганы — «Башни молчания».

Мугань… Легендарная! Родина огнепоклонников. Колыбель Зороастризма…
Азербайджанская земля Мугани… Пристанище кочевников и животноводов,
землепашцев и крестьян. Мугань — это часть Азербайджана.

История Азербайджана отличается богатством событий. Уже задолго до
начало новой эры на территории Азербайджана существовали высокоразвитые по тем временам государства. С конца первого тысячелетия через Азербайджан проходили сухопутные и водные пути, связывающие Древнюю Русь с восточными странами, великую русскую реку Волгу с бассейном Каспийского моря. Еще в IX и X в.в. «по берегам Каспия русы бывали в Дербенте, у устья Куры («Русский остров»), в «Нефтяной стране» около Баку, в Табаристане и даже в отдаленном углу Каспия — в городе Абезгуне. Каспийским путем русы проникали в крупнейший город Закавказья Бердаа и далее в такие торгово-промышленные центры, как Рей и Тавру». Оживлены были связи Азербайджана и с другими странами. Так, из Берды (Бердаа, Барда) шли караванные пути на Север через Берзендж, Шемаху, Ширван и затем вдоль западного берега Каспийского моря в
Дербент и далее на Волгу; на Северо-запад по правому берегу Куры через города Гянджа, Шамкур, Хунан — в Тбилиси. Несколько дорог связывали центры Азербайджана с Арменией. Каспием и сухопутным путем азербайджанские товары отправлялись в Среднюю Азию, Индию, Китай, страны Ближнего Востока и Средиземного моря.

Русский посол в Персии гр. Волынский в своем путевом журнале в 1715—
1718 гг. писал о Муганской степи и о Муганском народе следующие: Разделяет сию Ширванскую провинцию и Гилянь Муганская степь, которая начинается от реки Кура и протягивается к морю до городка; имянуемого Лянкерани, верст на полтораста, на которой (степи) живут народ кочевой, имянуемый по прозванию персидскому шахи-сеи (шахсевены) т. е. (шахолюбцы). Сие им прозвание от того что оной народ со время умершаго шаха Аббаса великаго пришли добровольно под державу его, а прежде сего были под области» турецкою, которым дана сия степь (прежде бывшая пустая). И хотя мне сказывали, что народ их многолюжен и могут собратца военных людей до 30000, однако ж я великаго людства не видал, хотя и не мало кочевья их видел. Управителя у себя имеют хана, которые 

присылаются к ним от шаха из знатных персиан, однако ж в прошлом 1717-м
году они его не приняли и выбрали из своего народа управителя (которой по
персидски называется калентарь); также и в протчем во всем уже учинились
указом шаховым противны и многие персидские партии разбили. И тако осталось без всякого страха от персиан, понеже лучшие их владельцы собрались и кочуют между двух рек, Араса и Куры, где персианам достать их невозможно. Обычай имеют подобной нагайскому народу (или калмыкам), также и веры Турецкой, а не персидской. Довольство имеют лошадьми, которые между персидскими не безславны; также и скота много, которым и питаются, а хлеба никаково не сеют».

Еще в 1727 году константинопольский купец, грек Василий Ватаци
(Batatze), уже бывший несколько раз в России, выехал из Константинополя в
Москву, оттуда через Астрахань и низовья Яика направился в Хиву и через
Персию вернулся обратно в Россию. Его путь проходил через Мазандаран,
Талыш, Мугань, Шемаху, Дербент и т. д. Карта посещенных Ватаци мест была издана еще в 1732 году в Лондоне на греческом и латинском, языках. Ватаци на этой карте указал следующие, пункты Муганской степи: Астара, Биласарь, Кизил Агадж Шагриярский, Барджраван, Хасыллы, Белясувар, Микаиллы, Хамашара, а из разрушенных крепостных городов указано, развалины Мугани, Хамашары, Барджилравана, Балхаба, Махмудабада, Варсана, Байлакана, Бахрамкенда и др.

Немецкий ученый Штраленберг в 1730 году издал крупномасштабную карту
«Государство Россия». Там он указывает что, Балхаб один из крупнейших
городов Прикаспийской низменности, а также Хамашаринские развалины и
крепость Барджилраван указаны в его карте как существующие населенные
пункты.

Во время похода в Мугань Надир-шах приказал поголовно уничтожать
жителей Хамашары, Балхаба, Хасыллы и Барджравана — сильнейших крепостных городов Мугани. Уцелевшие от разгрома жители Барджилравана и Хамашары частью рассеялись, а частью были переселены в другие районы,
Остатки их и ныне встречаются в Фергане, Бухаре, Самарканде, Кашмире
(Индия), Герате (Афганистан), Каркуке (Ирак). Так, великий зербайджанский
ученый-путешественник Зейн-уль-Абдин Ширвани («Бустон-уль-сийахат») напр: в 1247/1831 гг. (опубликовал в Тегеране в 1313/1897 г. стр. 316), упоминает о наличии этих жителей даже в Кабуле и Пешаваре (Пакистан) куда они, по-видимому, тогда попали.

Здесь будет не лишним коснуться вкратце истории появление в Средней
Азии племени Ирони. Историк Бухары Мухаммед Якуб в своем рукописном
произведении «Рисалэ» объясняет это следующим образом: «Надир шах (1736—1747 гг.) послал в помощь Рахим-хану в Бухару иранские войска численностью 20000 человек. По окончании военных действий, прибывшие в Бухару «иранцы» узнали, что Надир Шах убит. Часть войска осталось в Бухаре и поселилась в ее окрестностях, часть вернулсь в Иран. В войске были как «иранцы» — азербайджанцы и фарсы. До сих пор можно услышать азербайджанскую речь в отдельных кварталах крупных городов Средней Азии.

В биографическом труде «Джахан-Наме» Мухаммед Шаха ибн Tax- веса
пишет: «В середине августа 1379 года (987 г. хиджры) Мухаммед Шах ибн
Тахмас, да продлит ему жизнь сам всевышний, после перехода Арасбара (моста по Араксу) держал путь в свою столицу Тебриз. Так как было очень жарко, он решил остановиться на несколько дней в развалинах вблизи города Хамашара. Город этот находился между Белясуваром и Муганью. Население были в основном турки, есть и персы. Через речки в небольшом хуторе живут русы, они прибыли сюда из Астрахани, Сарая и Булгара. Торгуют шелками и звериными мехами».

Побывавший в этих краях немецкий путешественник И. Ф. Бларамберг 13 

апреля 1836 года в своем дневнике пишет: «Около полудня мы покинули Киэкл-Агадж, поехали на северо-запад через Великую Муганскую степь, покрытую в это время года пышной зеленью. Летом это пустыня, кишащая змеями, которые, как гласит предание, мешали еще продвижению легионеров Помпея. Зимой в степи пасутся большие отары овец, пригоняемые кочевниками с гор Карабаха и Ардебила. Здесь они остаются до весны.

К вечеру приехали в Гёк-Тепе — лагерь донского казачьего полка, являющийся пограничным кордоном. Здесь нас гостеприимно принял майор
Пантелеев. Его дом стоял в живописной долине с журчащими ручьями. В
кустарниках раздавались трели соловья. Нам подали жаркое из фазана и другой дичи. После ужина мы долго сидели перед домом, любовались чудесной природой, наслаждались удивительной ночью. Майор Пантелеев, участвовавший в войне с 1812 по 1814 г. рассказал о своих походах. Затем речь зашла об охоте, являвшейся его большой страстью и единственным развлечением в одиночестве. Он рассказывал об охоте на диких кабанов, которых здесь было множество, о тиграх, которые, как он сказал, время от времени приходят из лесов Талыша в Муганскую степь. Он упомянул об охотничьей сцене, свидетелем которой был. Однажды утром, после восхода солнца, он с несколькими казаками поехал охотиться на диких кабанов, но по делам службы завернул сначала к табуну своего полка, который пасся в степи, охраняемый верховыми казаками. Будучи еще далеко от табуна, он услышал дикий крик и увидел, как все лошади вдруг сгрудились в кучу и как казаки бросились преследовать кого-то на полном скаку с взятыми наперевес пиками. Пантелеев пришпорил коня и, приблизившись к табуну, с удивлением увидел, как огромный тигр нес на спине лошадь, которую задрал, и держа одну ногу в пасти, трусил к кустарнику, чтобы перенести свою добычу в безопасное место. С громкими криками казаки преследовали его. Тут на пути хищника попалась глубокая, но не очень широкая яма. Так как он не мог с ходу перепрыгнуть ее с добычей, он перебросил ее резким движением головы через яму, перепрыгнул, снова закинул лошадь на спину и изчез в кустах, где казаки не могли его уже достать. «Если бы я, сказал Пантелеев,— не видел эту сцену собственными глазами, то не поверил бы». Тигры, которые водятся в густых лесах Талыша, Гиляна и Мазендарана,— настоящие бенгальские королевские тигры. Они достигают 6—7 футов в длину и 3 1/3 фута в высоту, имеют красивую полосатую шкуру и очень сильны. Подаренная мне тигровая шкура имела от конца морды до начала хвоста 7 английских футов, а вместе с хвостом — 10¼ фута.

16 апреля, после полудня, мы распрощались с нашим гостеприимным хозяином, который проводил нас до кургана, названного Стенькой Разиным, и
поехали дальше. Это все еще была Муганская степь, изрезанная здесь глубокими оврагами и поросшая кое-где густым кустарником. К вечеру мы прибыли в лагерь кочевников (аул). Для ночлега нам приготовили войлочную кибитку, пол которой был покрыт коврами. Лагерь кочевников выглядел живописно: кибитки были разбросаны по широкой равнине; татаро-персидские женщины и девушки доили перед входом каждой кибитки овец; горело множество костров на которых готовился ужин.

Лагерь и стада охраняли большие степные псы, кидавшиеся со страшным
лаем на чужих, приближавшихся к лагерю, и они могли бы разорвать любого,
если бы пастухи не отгоняли их палками и камнями.

На следующий день, рано утром, мы отправились в путь. Наша дорога
пролегала по долинам и горам Талыша, вдоль склонов гор, частично поросших кустарником, а также по глубоким лесным оврагам, где пели и щебетали сотни соловьев и другие певчие птицы. Эти чудесные места могли бы дать художнику 

богатый материал для эскизов. Затем мы поднялись на горный хребет, поросший густым лесом. На земле гнило множество поваленных бурей или упавших от старости стволов деревьев, частично обвитых растениями-паразитами.

В 10 часов утра мы приехали в Асед-кенди, расположенную на речушке
Адинабазар, по которой проходит граница с Персией. Мы уже проделали 25 вёрст и остановились здесь на несколько часов, чтобы накормить лошадей и переждать сильную жару. Затем поехали дальше, по живописной пересеченной горной местности, вдоль глубоких оврагов. По дороге часто встречались семьи кочевников, перебиравшиеся со своим имуществом и скотом из зимних жилищ (кишлаков) на равнине в горы, чтобы остаться там на жаркое время года. Женщины и девочки обычно ехали верхом на быках, которые везли домашний скарб, кухонную утварь, войлок для кибиток, а также решетки и жерди. Мужчины и мальчики ехали верхом или шли пешком, а за ними следовали многочисленные собаки, охранявшие стадо. Интересно наблюдать, как весной кочевники покидают равнину и поднимаются в горы, а осенью с детьми и скарбом снова спускаются с гор в долины и на равнины. Это зрелище невольно напоминает картины Ветхого Завета, так как обычаи и привычки кочевых народов на Востоке, по существу, остались те же, что и во времена Авраама и Моисея. Как часто мы видели молодых девушек, выходящих вечером и утром из кибиток с кувшинами на плече, чтобы набрать воды в соседнем ручье; кувшины имели
такую же форму, как и во времена Моисея. Высокие, стройные, с пылким
взглядом, красивыми черными глазами и густыми темными локонами, эти
девушки ходят здесь без покрывала. Мы переночевали в живописной деревне
Арус, расположенной на краю глубокого ущелья. Сегодняшний переход в 50
вёрст всех утомил.

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Донские

Здравствйте! Спасибо за очень интересную информацию. Интересно,а можно найти где-нибудь списки жителей Привольного и Ленкорани?

Саяпин Максим Михайлович

Распознал текст с помощью FineReader, конвертировал в PDF.
Печатать и читать удобнее:
https://yadi.sk/i/C89KrhGE33DgqT

Надежда Ясницкая

Леонид, спасибо большое за Ваш труд.

Саяпин Максим Михайлович

Купил книгу В. А. Добрынин. “Оборона Мугани”. Открывает важные страницы истории района в тяжёлые годы гражданской войны.
Продаётся от издателя только на авито. В продаже всего 50 экземпляров.
https://www.avito.ru/nalchik/knigi_i_zhurnaly/v._a._dobrynin._oborona_mugani_726636282

Саяпин Максим Михайлович

Ещё одна книга про Русскую Мугань.
http://coollib.com/b/317294/read
Гусейн Дадаш Оглы Наджафов
Лодки уходят в шторм
Упоминаются жители с. Привольное:
Яков Горбунов, Иосиф Пономарев, Моисей Бочарников и др.

Sabir Nasiroqli

Doroqie, moi Privolnenchi!
U menya novaya kniqa o russkix jiteley Yujnoy Muqani uje qotova k pechati. Nado finansoviy pomoshi chtobi napechatali etu kniqu. Proshu Vas, pomoqite chtobi izdavat etu kniqu. Za ranee Spasibo!

Донские

Уважаемый Сабир Насыроглы,

очень интересно было почитать Вашу книгу. Я интересуюсь историей своих предков и села Привольное. Не могу получить из архива Баку ревизские сказки. Село Привольное образовалось где-то в 1830 году.Может быть Вы ,как писатель, можете помочь нам всем и запросить информацию в архиве. С уважением ,Елена из Донских

Донские

Уважаемый Сабир Назырович!

У меня есть к Вам вопросы ,связанные с Вашей книгой. Ответьте,пожалуйста на мой адрес iras12@inbox.lv

Саяпин Максим Михайлович

Б[b]о[/b]льшая часть книги “Одноземцы” заимствована из очерка Ильи Жабина Селение Привольное, Бакинской губ., Ленкоранского уезда от 1900 г.
См https://seloprivolnoe.ru/forum/5—/90

Sabir Nasiroqli

Da, eto ne sovsem tak. To, chto Vi chitali v broshyure “Odnozemchi”, eta malenkiy chast moey kniqi o Russkoy Muqani. Polnaya kniqa naxoditsya v Izdatelstbe , qde uje pechataetsya. V kniqe ukazani vse istochniki ispolzovanniye rukopisi, dnevniki I druqiye. Statyi s avtorami budet v ” Prilojenii”. Tam, takje uvidete okolo dvuxsot fotoqrafiy jiteley russkix jiteley Yujnoy Muqani. Kniqu snabdil arxivnimi dokumentami 1828-1920 qodov o Privolnom, Prishibe, Petrovke, Qolitsine, Pokrovke I yeshe 20-i russkix naselennix punktov s kartami I fotoqrafiyami.

Sabir Nasiroqli

Uvajayemie Privolnenchi, budte vnimatelno, t.k. Moya kniqa sostoit iz 320 stranich. Imeetsya v konche kniqi stranicha “Spisok ispolzovannix literaturi”. Yest razdeli o sobitiyax 1920-1935, 1935-1950 I nakonech 1950-1965 qodov. Ispolzovani mnoqochislenniye arxivniye materiali, fotoqrafii, dnevniki I druqiye zapisi krayevodov, lyubiteley istorii. U menya yest takje rukopisnoy otchet “Sebidashskoqo uchastka Lenkoranskoqo uyezda” za period 1920-1922 q.q.

11
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x