Привольное.Взглянув на географическую карту нашей страны, можно заметить, что немало населенных пунктов Азербайджана имеют славянские названия. Одним из таких является село Привольное, расположенное в Джалилабадском районе, которое до 80-х годов прошлого столетия было заселено русскими, исповедующими иудаизм, — герами.
Геры (с иврита — «пришелец», «жилец») — прозелиты, неевреи, принявшие иудаизм и прошедшие через процедуру «гиюра». В различные периоды истории отношение к герам менялось от создания всевозможных препятствий до насильственного обращения целых народов (идумеи). Еврейская традиция рассматривает геров как евреев («Карманная еврейская энциклопедия»).
История их поселения в этих краях уходит в глубину веков. По некоторым сведениям, переселенцы из России появились здесь уже в конце 60-х — начале 70-х годов ХVII столетия. Среди местного населения ходит предание о том, что первые русские, осевшие на этой земле, были из вольницы казацкого атамана Степана Разина, совершившего свой знаменитый поход «за зипунами» в персидское государство, управляемое Сефевидами, в состав которого в те времена и входили земли Северного Азербайджана. Степан Разин, разгромив высланные против него персидские войска под предводительством лянкяранского правителя, временно организовал свою ставку неподалеку от тех мест, где ныне располагается село Привольное, а именно на острове Сара.
Предание, касающееся села Привольное, поведал мне известный ученый с мировым именем, основатель подводной археологии в азербайджанском секторе Каспия, уроженец этого села Виктор Александрович Квачидзе, который узнал о нем от своей матери — сельской учительницы Зинаиды Яковлевны Варфоломеевой.
— Один из казацких отрядов во главе со своим атаманом Степаном Разиным, возвращаясь после набега к себе на остров Сара, попал в засаду и был окружен крупными силами персидских войск, — рассказывает В. Квачидзе. — Закрепившись на вершине одного из курганов, которые в этих местах остались от более древних цивилизаций, казаки стали держать оборону, надеясь на подход своих основных сил. Прошло несколько дней, но помощь от своих так и не поступила. Возможно, в казацком лагере не знали о бедственном положении товарищей. И тогда осажденные стали рыть подземный ход в сторону моря. Вырытую землю они наваливали на вершину кургана, от чего он и сегодня по размерам превышает остальные. Спустя несколько дней казаки сумели-таки прорыть достаточно длинный подземный ход и однажды на рассвете, пройдя по нему, внезапно ударили по осаждавшим, наголо разбив их.
Но массовое заселение этих мест выходцами из России все-таки началось спустя сотню лет после походов Степана Разина и связано с преследованием в центральных губерниях Российской империи русских, исповедовавших иудаизм. Преследуемые властями и православной христианской церковью, геры целыми семьями, родами и даже селами стали сниматься с родных мест и покидать пределы России. В те годы, а именно во второй половине ХVIII столетия, русские переселенцы — геры дошли до этих краев и с разрешения местных ханов, нуждающихся в опытных земледельцах, стали оседать здесь. Рубили леса, строили из стволов вековых деревьев добротные дома, немало из которых дожили до наших дней, запахивали землю пшеницей, овсом, ячменем и коноплей, получали богатые урожаи.
Местные жители говорили о том, «что здешняя земля настолько плодовита, едва воткнешь в нее палку, как через несколько дней на ней появляются побеги». Село утопало в густой зелени фруктовых садов. Сельчане выращивали в них яблоки, хурму, инжир и много-много других плодов, которыми богата наша земля. «Уже в середине ХIХ века земледельцы Привольного, — рассказывает Григорий Ханукаев, долгие годы проработавший в местном колхозе «Красный партизан» главным инженером, а затем и бригадиром по виноградарству, — в окрестностях села стали выращивать местный сорт винограда — гамишара, из которого в основном делали сухое вино». В колхозе, по его словам, виноградники занимали площадь в 1800 гектаров. Благодаря большому урожаю с местных виноградников, а это не менее 300 центнеров с гектара, рядом с селом в 30-х годах прошлого столетия построили свой винзавод, а чуть позднее и второй около Пришиба (ныне Гейтепе), расположенного в нескольких километрах от села.
Вспоминая о годах, когда в селе существовал колхоз, сельчане говорили о том, что он имел свою мельницу, маслобойню, животноводческую ферму на несколько сотен голов крупного рогатого скота: коров, буйволов, птицеферму, и все хозяйство обслуживал большой парк сельскохозяйственной техники — около 200 всевозможных машин и агрегатов, включая трактора и комбайны.
В 1961 году к селу подвели водопровод, а с вводом в строй в 1958 году Алибайрамлинской электростанции село и его хозяйственные подворья были полностью электрифицированы. В 1980 году в село подали и газ. Народ в Привольном жил богато и счастливо. Молодежь никуда не уезжала, оставалась здесь, была обеспечена работой, обзаводилась семьями, строила свои дома. Судя по официальным источникам, вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия в этом селе более девяноста процентов его жителей были русские — геры, а также субботники (секта иудействующих). Еще в 70-х годах ХIХ века здесь была построена своя школа, которая, кстати, стоит и по сей день, а в 1970 году, к столетнему юбилею старой школы, здесь строят еще одну. Таким образом, к концу ХХ столетия в селе одновременно функционировали две школы — средняя и восьмилетняя, преподавание в которых велось в основном на русском языке. И все годы сельчане не забывали о своем духовном богатстве — религии, свято соблюдали все ее каноны. Но, как говорится, счастье не бывает вечным, и уже с начала 80-х годов прошлого столетия на село и его жителей стали наваливаться одна за другой беды.
В 80-х годах появилась на виноградниках опасная зараза — филоксера, которая едва ли не полностью погубила местные сорта. Стали простаивать винзаводы, наполовину обеспечивавшиеся за счет привозного сырья. Многие специалисты остались не у дел. Перестройка с ее горбачевской антиалкогольной кампанией окончательно доконала эту отрасль. Тогда под топор пошли последние остатки виноградной лозы.
Едва пронеслась эта напасть, как над людьми нависла угроза межнациональной и межрелигиозной розни, которую породили события конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия. Напуганные этими событиями и боясь за свою жизнь, коренные жители стали уезжать из села, большая часть на историческую родину — в Россию, некоторые в Израиль, Германию и Соединенные Штаты Америки. Уезжали сперва молодые, а затем забирали и своих стариков. На место уехавших стали переселяться азербайджанцы, и теперь в селе, в котором, по словам председателя муниципалитета Привольного, председателя местного отделения партии «Ени Азербайджан» Алика Башир оглу Алиева, насчитывается около 1300 семей, а это без малого 5 тысяч человек. Община геров насчитывает всего 51 человек, а субботников и того меньше — едва более тридцати.
С массовым оттоком русскоязычного населения резко ухудшилась демографическая обстановка. Сегодня здесь функционирует всего одна школа, в которой на русском языке обучается один класс, да и в том всего лишь семь учеников. Оттого что уехала вся молодежь и люди среднего возраста, в селе практически остались геры, возраст которых превышает шестьдесят и более лет. Есть только одна семья — Репиных, где подрастают дети — Роман, одиннадцати лет, и пятилетняя Виктория.
Оставшиеся на родине геры оказались в тяжелейших экономических и социальных условиях. Престарелые и больные члены общины не в состоянии были воспользоваться плодами земельной реформы, когда в 1996 году стали наделять каждого жителя села земельным паем в размере 53 соток. Переданную им землю некому было обрабатывать, и она практически остается незасеянной, а герам, чтобы выжить, приходится довольствоваться урожаем со своих приусадебных участков.
Экономические неурядицы на селе сегодня видны всякому: нет газа, свет подается на один-два часа в сутки, в ветхое состояние пришел водопровод. В селе до сего дня не имеется ни одного фермерского хозяйства или сельскохозяйственной артели. К тому же климатические скачки, когда по нескольку месяцев подряд наступает засуха или льет дождь. Например, в прошлом году, по словам сельчан, осадки, выпадавшие едва ли не половину года, погубили урожай картошки, основного продукта питания на селе.
На тяжелое состояние своих единоверцев из села Привольное обратил внимание Еврейский благотворительный центр Хэсэд «Гершон», руководимый Лазарем Цукерманом. Ознакомившись непосредственно на месте с положением оставшихся в селе единоверцев, он предложил организовать здесь филиал центра, для того чтобы оказать людям материальную и духовную поддержку, а его директором попросил стать уроженку этого села Анну Григорьевну Краснову.
— Из села я уехала давно, — рассказывает Анна Григорьевна. — Устроилась электромехаником на АТС в пос. Сахил, проработала здесь более тридцати пяти лет. Когда в результате сокращения штатов была вынуждена уйти на пенсию, решила посвятить себя благотворительной деятельности в Хэсэд «Гершон» и пополнить свой духовный запас, приобщившись к вере своих предков. В Хэсэд «Гершон» я была волонтером, ухаживала за одинокими и престарелыми как в поселке Сахил, так и в Баку.
Предложение возглавить в родном селе филиал Хэсэд «Гершон» я восприняла в радостью. Филиал Хэсэд «Гершон» в селе Привольное был официально открыт четвертого октября прошлого года. Под дирекцию, в которой также располагается молельный дом и столовая, А. Краснова передала дом своих родителей, оставшийся ей по наследству. При финансовой поддержке Хэсэд «Гершон» довольно старую постройку отремонтировали, обставили необходимой мебелью.
Первоначально на селе с недоверием восприняли эти преобразования. Многие думали, что взамен оказанных им услуг станут требовать материальное вознаграждение. В дирекции филиала престарелым и больным людям объяснили, что это делается безвозмездно. Благодаря тому что А. Краснова для сельчан была человеком не чужим, ей удалось растопить в их душах лед недоверия и сплотить людей в общину.
Сегодня геры приходят в дирекцию филиала Хэсэд «Гершон» с радостью. Собираясь вместе, они отмечают здесь не только религиозные праздники, но и многие другие мероприятия. Для членов общины геров Еврейский благотворительный центр Хэсэд «Гершон» организовал бесплатное питание в столовой в течение шести дней в неделю, раз в месяц доставляются посылки с продуктами и предметы одежды.
— В комплекте посылки, — сказал руководитель программы питания Хэсэд «Гершон» Александр Сабаев, — все необходимые продукты: мука, крупы, мясные, рыбные и молочные консервы, сахар, растительные и животные масла. К праздничным датам мы добавляем в эти посылки мед, сухофрукты, конфеты и многое другое.
Слушая рассказ А. Сабаева о том, какую помощь оказывает Хэсэд «Гершон» попавшим в беду людям, я наблюдал за тем, как сотрудники центра — бухгалтер Светлана Жабина и водитель Закир Гусейнов с помощью А. Красновой, поваром филиала Надеждой Звездилиной и ее дочерью Реной, патронажной сестрой, — выгружают из машины привезенные в этот раз для членов общины пакеты с продуктами, одеяла, подушки и теплую одежду, занося все это в дом. Через некоторое время к дирекции стали собираться члены общины — подходило время обеда.
— Обедают здесь практически все члены общины, — сказала
Н. Звездилина, — а затем для тех, кто не в состоянии самостоятельно прийти сюда, мы с дочкой доставляем обед на дом.
В обязанности патронажной сестры Рены Репиной, матери единственных в общине детей-малолеток, входит не только доставка обеда на дом. Ежедневно утром и вечером она посещает тех членов на дому, которые не могут самостоятельно передвигаться или тяжело болеют.
После обеда я совершил вместе с ней ее ежедневный обход. К нам присоединилась и Оксана Пушкарева, руководитель программы Хэсэд «Гершон» «Уход на дому». Первой мы навестили девяностолетнюю Ханну Червякову, которую в последние годы застарелый ревматизм практически приковал к постели, затем Марию Ханукаеву. Таких, кто нуждается в наблюдении на дому, в общине шестеро. Надо отметить, что наблюдение за здоровьем членов общины ведется не только со стороны патронажной сестры. Благодаря договоренности главврач сельской больницы Натик Салефов три раза в неделю проводит обследование всех нуждающихся в медицинской помощи. Лекарствами члены общины обеспечиваются за счет Хэсэд «Гершон».
Возвращаясь с обхода больных, рядом с сельским парком культуры мы повстречали председателя сельского муниципалитета Алика Алиева, который наблюдал за ходом ремонтно-восстановительных работ.
— Решили, — сказал А. Алиев, — мы всем селом возродить наш парк. На месте старой и давно бездействующей сельской электроподстанции, построенной еще в 1937 году, мы предполагаем оборудовать спортзал, где наша молодежь сможет заниматься борьбой, боксом, тяжелой атлетикой. Здесь же оборудуем душевую и кабинет для медосмотра.
А. Алиев показал, что уже сделано местной муниципальной властью, на те скудные средства, которые имеются в их распоряжении. Но и то, что сделано, вызывает у людей одобрение: установлена новая железная ограда вокруг парка, восстановлена мемориальная стена в память о погибших сельчанах в 1941 — 1945 гг. и за территориальную целостность Азербайджана в начале
90-х гг. С гордостью показал нам А. Алиев и выстроенный в самом центре парка бассейн с фонтаном, добавив при этом, что для подвода воды к нему был проведен 150-метровый водопровод. В парке приведены в порядок пешеходные дорожки, установлены удобные скамейки, планируется отведение места для чайханы и бильярдной.
Говоря о проблемах, связанных с восстановлением нормальной жизни на селе, А. Алиев отметил, что оно в первую очередь нуждается в инвестициях и создании материально-технической базы. На сегодняшний день, по его словам, сельчане остро нуждаются в сельскохозяйственной и строительной технике. В селе есть рабочая сила, но нет фронта работы. Нужно помочь сельскому труженику не только финансами, но и посевным материалом, удобрениями, и, что особенно важно, не давить его налогами, дать крестьянину крепко встать на ноги, а уж потом земля и люди обеспечат страну собственной, а не привозной продукцией.
По возвращении в дирекцию филиала Хэсэд «Гершон» мы уже не застали здесь членов общины, разошедшихся по домам. Заботливая хозяйка и ее помощницы занимались уборкой, готовясь ко дню следующему. Жизнь продолжается, и как хорошо, что есть еще люди с благородной душой и чистыми помыслами.
Искендер ГАДЖИ. (ВЫШКА № 8 от 22 февраля 2002 года)
Источник: http://vyshka.azeurotel.com/arxiv/2002/08/3.htm
так как по еврейскому закону у человека, прошедшего геюр, рождаются полноценные евреи, а не геры, считаю село Привольное всё-таки еврейским, т.к. там были люди не одно поколение жившие по закону Моисея!!!
Естественно еврейское тут и двух мнений быть не может. Этническая принадлежность здесь не имеет никакого значения.
Ты земляк не прав. Ни кто,, русских,, из село не выгоняла и заствил уехать. Я свидетель, Азербайджанцы,, вас,, угаваривали не уехать. Вы три дорого прадав дома, приезжая в России объявили мы нищие беженцы, обманули правительство РФ и получили без платные жилье. Вы просто дезертири, испугавщие от от Азербайджана-армянский войны. Из,, вас,, не которые пишут что 2 Екатрина вас отправил Азербайджан для укрепление границу Российский границ, сново вранье. Вас для уничтажение, так как вы были Иуда верюшим сослали за предел империи. Вы, субботники, гери, молоканы, старовери, бабтисти, сторообрядцы преднадлежали для уничтажение. Так ты можешь доказать после развала СССР, после вас, из… Подробнее »
Азиз Джафаров, когда читаешь, то кажется, что Вы как будто обижаетесь и обвиняете одновременно. В Вашем письме есть и правда и кривда, и чего больше — трудно сказать. Да Вы и сами делите односельчан на две части – на хороших односельчан и других, которые «обманули», «забыли», «предали веру». Хочется возразить на некоторые Ваши слова. Изменили веру не многие. Те кто верил тот и по-прежнему верит. А те, которые не хотели верить ещё тогда (боялись или стеснялись или просто не хотели или считали себя советскими людьми, т.е. атеистами), те так и остались неверующими. Так зачем их упрекать в этом. Вера дело… Подробнее »
мои прабабушка и прадедушка из с.Привольное(Даниловы)
Чапленник-съемная ручка для сковородки.Гарно-костёр на котором можно готовить еду.
Здравствуйте.Моя бабушка Андросова Сарра Ананьевна , прабабушка Рахиль, а прадед Ананий;.все родом из с.Привольного.Прошу какую либо информацию о Андросовых.
Елена,дайте свои координаты если вы есть в одноклассниках,как вас найти?
Елена, это мои прямые Родичи. Дед — Пономарёв Владимир Ильич. Прадед — Пономарёв Илья Ананьевич. Прапрадед — Ананий. Сестра его Рахиль и брат Назарий.
Мой адрес avkotova23@yandex.ru
Здравствуйте хотела спросить кто нибудь знает с села Привольное семью Червяковых,Понамаревых и Звездилиных.Пожалуйста ответьте мне если не трудно
Алла! Здравствуйте. Мои предки — Пономарёвы. Звездилины, как я знаю, тоже родственники. Как с Вами связаться? Мой адрес почты avkotova23@yandex.ru
Алла, пожалуйста и вы дайте координаты,в нашем роду есть и Звездилины,и Понамаревы.
Ох, какое душевное место. Вот мечта моя — построить загородный дом, там самому все сделать (благо по сантехнике и электрике в частных домах опыт есть), и жить там тихо-мирно…