Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979

Так как всю ночь лил дождь, мы отправились в путь лишь 18 апреля, в 10
часов утра.

Во время своей научной экспедиции на Каспии академик Бэр К. М. в 1853—
1857 гг. побывал и в этих краях. Вот что, он писал, побывав на станции
Привольное в 1855 году: 6 августа. Рано утром мы узнали, что накануне ночью на станции была взломана конюшня и украдены лошади. Начались розыски. Мне сказали, что у деревни Астраханка находится самый большой курган. Содержатель здешней станции сказал мне, что этот курган примерно сто сажен высотой, а один денщик рассказывал, что на чрезвычайно широкой теменной поверхности кургана могут поместиться три деревни. Поэтому мне очень хотелось посмотреть на это место, и я велел повернуть влево к Астраханке. Деревня населена молоканами, которые по их просьбе, переселены сюда из Крыма и живут здесь уже немногим более десяти лет. Это радушные и приятные люди. Самый курган хотя очень большой для произведения человеческих рук, однако еще далеко не постигал ста сажен. Кроме того, он выглядел не как настоящий курган или могильный холм, а представлял собой своеобразную крепость или укрепленную сторожевую башню. Жители окрестных деревень связывают его создание с именем Стеньки Разина, однако не могут привести для этого никаких доказательств или соображений.

Условия местности, как мне кажется хорошо использованы для постройки
искусственно возвышенного укрепления. А именно: здесь есть две речки; они
текут вниз некоторое время параллельно, затем одна из них поворачивает под прямым углом и таким образом соединяется с другой. В этом месте прорыт ров, связывающий оба русла еще выше: таким образом искусственно создан почти четырехугольный возвышенный остров. Обе речки весной и первой половине лета содержат довольно много воды, которая по объединенному руслу течет до самого моря. Теперь от одной из этих речек оставалась лишь маленькая 

извилистая полоска воды, а от другой — своеобразный пруд с двух сторон
окружающий крепость. Полоса земли между обеими речками сама по себе лишь немного выше, чем окружающая местность, и, как мне показалось, возвышается над теперешним уровнем воды в реке на 10—12 сажен. Высота крепости, однако, вдвое больше, так что ее высшая точка поднимается примерно на тридцать пять сажен над уровнем воды. Это величественная постройка в форме неправильного четырехугольника, одна сторона которого обращена почти точно на север. На этой стороне есть вемка, к которой ведет искусственно проложенная постепенно поднимающаяся дорога. Несколько лет тому назад, когда здесь были учреждены казацкие посты, эта дорога была улучшена, но она явно существовала уже во время сооружения крепости. Верхняя плоскость неровная, в середине углубление, так что края ее образуют не совсем правильной формы бруствер высотой более человеческого роста. Склоны крепости крутые, 45 ° с северо-западной стороны. Основание северного склона около двадцати шагов, западный и южный кажутся немного длинее. Мы нашли здесь Plumbago и lagonychium (свинчатка и мимозка), в воде несколько низших ракообразных, мельчайшие зеленые водоросли, в речном русле — Anodonta. Отсюда мы поехали обратно по той же дороге в Новогольское. За этим селением видели еще отдельный бугор и продолговатую возвышенность, которую мы были склонны принять за удлиненные — так по крайней мере она выглядела издалека. Еще прежде чем мы достигли ближайшей станции, почва приобрела отчетливо солончаковый характер. Все больше солончаковых растений. Между первым и вторым казацкими постами за Новогольским ясно видно речное русло, проходящее в виде дуги в общем NO на WSW. Некогда, говорят, здесь был проведен от Аракса канал непосредственно в море. Между тем русло кажется скорее похожим на русло реки. Мне сказали, что в 1843 году в этой речке, или канале, еще протекала вода. Позднее, как я узнал у содержателя почты в Пришибинской, здесь очень долго сохранилась стоячая вода, и это место называют озером, хотя, за исключением ранней весны, здесь совсем не видно воды. Приток из Аракса прекратился. Еще теперь в этом речном русле глубина около сажени. Некоторое время нам был виден самый восточный рукав Акуши – Армянка.

Мугань… древнейшая и легендарная. Полигон смерти и горя. О ней написано много. Все кто побывал в Мугани, до конца жизни запомнил гордую
бесконечную степь. Да, конечно, невозможно взять с собой эту степь. Может быть, поэтому иной завоеватель разрушал города и села, уничтожал их жителей, которые создали эти сказочные города, чтоб не достались никому. Только один человек, из этих «зверских посещений» смог оставить о себе память. Это Хромой Тимур-Тимурленг, как его называли всюду. Он в Мугани построил первую и единственную арку-канал, которую разрушил жестокий шах Надир, чтобы погубить Мугань. Но Мугань не погибла. В Мугани поселились вольные казаки из Ставропольской губернии в начале XIX века, русские-крестьяне, которые любили землю. За ними вслед появляются и другие пришельцы — молокане, духоборы и другие сектанты, высланные в эти края за их противоцерковную деятельность. Но, здесь, в Мугани они нашли общий язык и с «дикой Муганью» и ее первыми обитателями — азербайджанскими крестьянами или, как их называли в то время «хамшари» или «персидские хамшары», иногда даже просто «персами». Сперва они работали в артелях отдельно, а потом объединились. Их объединила честный крестьянский труд, любовь к земле, любовь к Мугани.

В южной части Мугани — между реками Балхару и Гек-Тапа-чай имеется
несколько больших сектантских, по преимуществу молоканских сел,
расположенных на мелких речках этой части Мугани, именно: Новоголка,
Астраханка, Новая Андреевка, Николаевка, Григорьевка, Привольное, Покровка, 

Свиридовка, Петровка, Субботники, Михайловка, Пришиб и др.

Молокане переселены туда по распоряжению правительства из внутренних губерний: Путь изгнанников был долог, крайне тяжел и полон лишений. «Мы шли сюда,— рассказывает старожил из селения Астраханка —, кто год, кто два, а кто и три. Не знали, куда идем, что нас ожидает, шли семьями, с малыми детьми, да с большими. И холод, и голод, и побои перетерпели, шли как на верную смерть. Пока передвигались через русские земли, ничего, еще можно было терпеть. Хотя и встречали нас православные, как людей чужих, отщепенцев, а все таки, кое-как кормили: работаешь, бывало целый день, как вол, а вечером и есть дадут. А как дошли до Каспия, то хоть ложись и помирай: кругом татары, хлеба не найдешь. Вот тогда-то до самого места, где наши села теперь, понатерпелись всего. Не дай бог в другой раз. А здешние люди хамашарцы тоже много горевали от рук татар и монголов, поэтому они с нами живут добро. Очень хорошие люди. Свою землю любят и нам сразу выделили местечко через реку напротив разрушенной крепости. Вот прошло уже несколько десятилетии мы живем с ними дружно и мирно, ходим их базары в Хасыллы, в Гала, в Талыш и работаем в поле совместно».

В селение Астраханка есть несколько стариков, которые рассказывают то, что, слышали от предков своих, о том что, когда из Астрахани в 1843 году перевезли 10 домов молокан в Крепость Бурную, с целью отправить затем в Дербент и далее, то на лагерь напали лезгины, отняли у них имущество и убили одну девушку 17 лет. Спас их тогда генерал Фрейтагь. Очевидно, дело идет об известной семидневной осаде горцами с 13 по 19 ноября 1843 года укрепления Низового на берегу Каспийского моря при селение Тарку.

В первой половине XIX века, в связи с присоединением Азербайджана к России, рынок сбыта расширяется, поэтому торговые операции начинают производиться не только на старых лоновых дворах, но и во всех более или менее значительных городах Азербайджана, в основном в Муганской степи.

Главные торговые пути в этот период пролегали по побережью Каспийского моря, где расположены наиболее удобные для подхода морских судов порты: Астара, Ленкорань, Кизиль-Агадж, Усть-Куринск.

Важное значение имели сухопутные дороги: почтовая — от Аджикабула до Ленкорани и прдолжение ее — караванная дорога в Иран. Она пересекала «угол обширной Муганской степи, которая, судя по некоторым остаткам старины, когда-то знала лучшую культуру», (см. С. Гулишамбаров. Обзор фабрик и заводов Бакинской губернии. Тифлис 1890 г., стр. 17).

Ещё в 1840 году русские переселенцы из Таврической губернии завезли в Азербайджан мериносовых овец, поголовье которых, в последующие десятилетия увеличились. При этом развивавшееся кочевое животноводство, хотя и очень медленно, превращалось в полукочевое и стойловое. В связи с указанными мероприятиями в Мугани развивались торговая и некоторые виды промышленности ремёсла. Появились новые селения русских-сектантов.

На берегу реки Гек-Тапа образовались три селения — Пришиб, Православное и Привольное, в которых обосновались субботники.

ПРИШИБ — село молоканское, находится на левом берегу реки Гёк-Тапа. В ней 183 дворов и 900 жителей (в 1879 г.). Около 300 душ татары (т. е. азербайджанцы). Пришиб, довольно чисто выстроен, имеет прямые просторные улицы, много хороших домов в европейском вкусе и даже есть мостовая; есть русские лавки, много армянских и множество татарских, есть благородное собрание, аптека и кондитерская, почтовая станция, предметы редчайшие в здешнем крае, но за то ни одного трактира, ни одного постоялого двора, исключая татарских дуканов, впрочем, к утешению русского человека на базаре продают 

русский хлеб; квас, разные булки и крендели. Производители этого русские
переселенцы, в основном молокане и субботники, которые из-за своих ложных понятий о вероисповедании, променяли родину на Муганскую степь. Некоторые из них обзавелись и живут недурно, но почти без исключения тоскуют по родине, их даже подчас не утешает и то, что здесь они совершенно свободны в своем вероисповедании и отправлении богослужения.

Напротив Пришиба на правом берегу Гек-Тапы расположено русское селение ПРАВОСЛАВНОЕ, поселенное в 1864 г. Там имеется единственная в
Мугани православная церковь, заложенная 30 апреля 1868 года И. И. Высочеств. Вел. Кн. Наместника Кавказского и Вел. Княг. Ольгой Федоровной. При церкви была приходская школа из 2-х классов. В селе проживает всего 351 человек русских-православных и почти столько же персидских татар, переселенных сюда из урочища Гек-Тапы, где сейчас размещен штаб-квартира 33-го гвардейского полка. В селе Православное имеется резиденция Себидашского полицейского пристава, аптека, гостиница на 10 номеров; мировой суд и многочисленные лавки, больница на 12 коек, детский приют, татарские баня и мечеть. Открыто начальное двухклассное русско-татарское училище. Село страдает от землетрясений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

11 комментариев

  1. Донские Донские 22 августа 2016

    Здравствйте! Спасибо за очень интересную информацию. Интересно,а можно найти где-нибудь списки жителей Привольного и Ленкорани?

  2. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 12 декабря 2016

    Распознал текст с помощью FineReader, конвертировал в PDF.
    Печатать и читать удобнее:
    https://yadi.sk/i/C89KrhGE33DgqT

  3. Надежда Ясницкая Надежда Ясницкая 06 февраля 2017

    Леонид, спасибо большое за Ваш труд.

  4. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 02 марта 2017

    Купил книгу В. А. Добрынин. “Оборона Мугани”. Открывает важные страницы истории района в тяжёлые годы гражданской войны.
    Продаётся от издателя только на авито. В продаже всего 50 экземпляров.
    https://www.avito.ru/nalchik/knigi_i_zhurnaly/v._a._dobrynin._oborona_mugani_726636282

  5. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 14 марта 2017

    Ещё одна книга про Русскую Мугань.
    http://coollib.com/b/317294/read
    Гусейн Дадаш Оглы Наджафов
    Лодки уходят в шторм
    Упоминаются жители с. Привольное:
    Яков Горбунов, Иосиф Пономарев, Моисей Бочарников и др.

  6. Sabir Nasiroqli Sabir Nasiroqli 15 июня 2017

    Doroqie, moi Privolnenchi!
    U menya novaya kniqa o russkix jiteley Yujnoy Muqani uje qotova k pechati. Nado finansoviy pomoshi chtobi napechatali etu kniqu. Proshu Vas, pomoqite chtobi izdavat etu kniqu. Za ranee Spasibo!

  7. Донские Донские 19 июня 2017

    Уважаемый Сабир Насыроглы,

    очень интересно было почитать Вашу книгу. Я интересуюсь историей своих предков и села Привольное. Не могу получить из архива Баку ревизские сказки. Село Привольное образовалось где-то в 1830 году.Может быть Вы ,как писатель, можете помочь нам всем и запросить информацию в архиве. С уважением ,Елена из Донских

  8. Донские Донские 08 ноября 2017

    Уважаемый Сабир Назырович!

    У меня есть к Вам вопросы ,связанные с Вашей книгой. Ответьте,пожалуйста на мой адрес iras12@inbox.lv

  9. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 25 июля 2018

    Б[b]о[/b]льшая часть книги “Одноземцы” заимствована из очерка Ильи Жабина Селение Привольное, Бакинской губ., Ленкоранского уезда от 1900 г.
    См https://www.seloprivolnoe.ru/forum/5—/90

  10. Sabir Nasiroqli Sabir Nasiroqli 31 июля 2018

    Da, eto ne sovsem tak. To, chto Vi chitali v broshyure “Odnozemchi”, eta malenkiy chast moey kniqi o Russkoy Muqani. Polnaya kniqa naxoditsya v Izdatelstbe , qde uje pechataetsya. V kniqe ukazani vse istochniki ispolzovanniye rukopisi, dnevniki I druqiye. Statyi s avtorami budet v ” Prilojenii”. Tam, takje uvidete okolo dvuxsot fotoqrafiy jiteley russkix jiteley Yujnoy Muqani. Kniqu snabdil arxivnimi dokumentami 1828-1920 qodov o Privolnom, Prishibe, Petrovke, Qolitsine, Pokrovke I yeshe 20-i russkix naselennix punktov s kartami I fotoqrafiyami.

  11. Sabir Nasiroqli Sabir Nasiroqli 04 августа 2018

    Uvajayemie Privolnenchi, budte vnimatelno, t.k. Moya kniqa sostoit iz 320 stranich. Imeetsya v konche kniqi stranicha “Spisok ispolzovannix literaturi”. Yest razdeli o sobitiyax 1920-1935, 1935-1950 I nakonech 1950-1965 qodov. Ispolzovani mnoqochislenniye arxivniye materiali, fotoqrafii, dnevniki I druqiye zapisi krayevodov, lyubiteley istorii. U menya yest takje rukopisnoy otchet “Sebidashskoqo uchastka Lenkoranskoqo uyezda” za period 1920-1922 q.q.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Mission News Theme от Compete Themes.