Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979

После «сводов» (но никак не раньше), жених время от времени навещает
невесту; с собой он приглашает кого-нибудь из родственников, постарше; сопровождающие жениха берут с собой бутыль вина, а жених — гостинец, состоящий из узелка с орехами, яблоками, гранатами и другими лакомствами. Войдя в сени, жених останавливается, а пришедшие с ним входят в избу. После этого невеста выходит встречать жениха, целует его и получает гостинец , и оба они входят в избу; жених здоровается с тестем, тещей и со всеми, кто есть в избе. Жениха и невесту сажают за стол рядом, угощают, опять слышатся возгласы «горько», пение псалмов и т. д.

Таким образом невеста «сидит» недели 2—3; за это время она успевает с подругами изготовить все необходимое; верхнюю одежду отдают шить портнихам — специалисткам.

Вечером, под воскресенье последней перед свадьбой недели, у невесты бывает «вечеринка»— нечто в роде девичника: собирается много подруг, приходит и жених, угощаются и поют до полуночи.

На второй или на третьей недели после сговора, родители жениха режут быка и приглашают сватов условиться окончательно о дне свадьбы, при чём 

угощают их мясом и вином. Следует заметить, что по понедельникам свадеб никогда не справляется, вследствие общераспространенного предрассудка о том, что это день «тяжелый».

Еще за день или за два до свадьбы у родителей жениха начинаются хлопоты и приготовления: собирают столы, скамьи, чугуны и сковороды, приготовляют вино, фургоны и пр. Рано утром, в день свадьбы, стряпня уже в полном разгаре. Тем временем запрягают фургон, куда садится «дружок» с двумя или тремя лицами и едут они в дом невесты «выкупать постелю», т. е. все что идет в приданое за нею (что нашили подруги). При выкупании «постели», подруги торгуются с дружком не хуже заправских цыган, требуя и на мыло — мыть невесту, и на иголки, и на ленты и пр.; но вино, стаканчик за стаканчиком, улаживает дело, и дружок, выложив рублей 25—30, забирает «постелю». Деньги эти идут в уплату подругам за шитье. Выкупив «постелю», дружок ведет жениха в заранее вытопленную баню: он там «купается», надевает белье, привезенное от невесты, одевается в лучшее платье,— словом, старается принять наиболее торжественный вид.

После закуски и общей молитвы о благополучном вступлении в законный брак, «дружок» подводит жениха под благословение к отцу, у которого в руках «хлеб с солью». Жених отвешивает перед родителем земной поклон и говорит: «Благослови меня, родный батенька, хлебом солью, Божьей милостью». Поднявшись с полу, он целует хлеб, а потом отца; последний произносит подходящую случаю цитату из библии. Тот же церемониал повторяется при обращении за благословением к матери, деду и бабке. После благословения, все снова садятся за стол, при чем подается легкая закуска. Но вот «дружок» встает из-за стола и ведет жениха к фургону: жених садится первый, вместе с «дружком», потом —«передний», все трое в заднюю часть фургона; вслед за ними — гости, преимущественно молодежь, – сколько может вместить фургон. Они берут с собой достаточное количество вина, и с пением псалмов едут к дому родителей невесты.

В то же время в доме невесты идут не менее деятельные приготовления к свадебной церемонии. Еще накануне или утром, в день свадьбы, топят баню;
невеста с подругами идет мыться; после бани, ее обряжают к венцу:
надевают лучшее платье, косу заплетают, лицо притирают всякими самодельными косметиками и пр. По окончании одевания невесты, все встают и молятся о благополучном вступлении в законный брак (имя рек), о даровании ей счастливой жизни в замужестве. Как только кончают молитву, отец невесты берет хлеб и соль, и становится посреди избы. «Свашка» подводит к нему невесту и наставляет ее, что и как ей нужно делать; следуя этому, невеста кланяется в ноги отцу, испрашивая себе благословения; поднявшись, она целует хлеб, а затем отца,— словом, проделывает то же самое, что и жених. Спросив отцовское благословение, невеста бросается в объятия матери, и, в большинстве случаев, не выдерживает и разражается рыданиями и причитаньями; мать отвечает и ей тем же. Вместе с невестой и матерью плачут и родственники. После этого подходят девушки-подруги и прощаются с невестой поцелуями. Простившись с подругами, невеста садится за стол «голосить».

Начало «голошения» всегда стереотипно одно и то же: «сем-ка» (характерно, что никто из молодежи не понимает значения этого выражения) я сяду за батенькин, за дубовый стол, а за маменькину, за белую скатертку; благодарю тебя, родный батенька, за теплую квартиру, а тебя, моя родная маменька, за привет, за ласку»,— далее идет импровизация, более или менее содержательная, смотря по способностям импровизирующей. Впрочем, все эти плачи и «голошения» иногда бывают лишь пустым исполнением давно установившегося обычая. 

Ко времени приезда жениха, в доме невесты собирается много родни, преимущественно женщин. Жених со «своей стороной», водя в сени, останавливается, а «дружок» через закрытую дверь спрашивает разрешения «войти в дом»; конечно, разрешение следует немедленно, и «дружок» вводит жениха. Тогда кто-нибудь из родственников невесты спрашивает: «с миром-ли?», ему отвечают утвердительно. «Дружок» ведет речь далее: «у вас товар, у нас — купец; мы желали-бы купить». В ответ на это, ему указывают на сидящих за столом братьев невесты (родных или двоюродных), со словами:— «вот продавцы». «Дружок» обращается к ним с вопросом: «что продаете?» — «Сестрину косу», отвечают те, ударяя о стол толстыми палочками. «А что просите?» спрашивает «дружок».—«Позолоти да посеребри руку, тогда сестрину косу покину», отвечают те, сопровождая свои слова новым и более сильным ударом. «Дружок» начинает торговаться, «продавцы» громко стучать и не сдаются, наконец, стороны сходятся в цене. «Дружок», как бы в заключение торга, наливает стакан вина и выпивает со словами: «будем сватами», потом подаёт «продавцам»; те вино выпиваают, а стакан прячут в карман. «Дружок», озадаченный этим, требует возвращения себе стакана: но «продавцы» без выкупа не отдают. «Дружок» жалуется присутствующим, что он полагался «на совесть». Однако, почесываясь и как бы нехотя, вынимает из мошны 2 или 3 червонца, и получает стакан обратно. На том и кончается эта шутливая прелюдия к серьезно-торжественному обряду венчания.

Приступая к самому обряду, жениха и невесту ставят рядом, около стола (невеста с правой стороны жениха); руками они держатся за концы платка. «Передний» начинает читать по «списку», останавливаясь в указанных местах, чтобы спросить жениха и невесту: охотой ли вступают в брак; после того предлагает обменяться «перстнями».

В другом варианте «венчального списка» указана пауза во время которой жениху дают стакан вина; отпив немного, он подает невесте, которая, омочив губы, возвращает стакан жениху, и тот уже допивает его. Затем прослушивается «венчальный список» в следующем содержании:

Закон Моисеев повелевает жениться: ни на дары взирая, ни насилием похищая, ни да лукавым совращением обольстит кто-кого, но с воли и с согласия и в присутствии брачных лиц. Аминь.

Отец берет невесту за правую руку, а жених берет ее за левую и говорит:

Прими нашу дщерь себе в жену, по обычаю сынов израилевых. Ты бо брат ея есть, а она сестра твоя. Милостив же Бог Наш, да благопоспешить вам во благое. Се по закону Моисееву поими дщерь нашу и отведи в дом отца твоего, и будьте благословенны от Господа.

(Жених должен говорить: )

Слышите, предстоящие здесь люди! Вы есть свидетели в том, что я поемлю себе в жену от рода нашего и от братий наших дщерь (имя рек).

(Потом читают предстоящие люди: )

Мы есть свидетели между вами. Да дасть Господь жене твоей, поемшей(?) тобою, входящей в дом твой так же, как Лии и Рахили, женам Иакова, от которых размножился род израилев; из них сила совершилась во Ефрафи и прославилось имя их в Вифлеем. Да будет дом твой, как дом Фаресов, которого родила Фамарь Иуды! И от семени твоего даст тебе Господь от рабы сия чады.

(Потом жених читает: )
О сый, Владыко Господи, Ты сотворил ecu Адама и дал ecu ему помощницу Еву, утверждение, жену его. От тех родися человеческое семя. Ты рекл если: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощницу, подобную ему. И ныне, 

Господи, не блудодеяния ради аз поемлю сестру мою сию, но по истине. Повели помиловану мне быти и с нею состаритися. Се ныне кост от костей моих и плоть от плоти моей. Сия наречется мне жена, что от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матер свою и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину.

Благословен Господь Бог Израилев и благословенно Имя Твое Святое!

Благослови, Господи, днесь обручающихся (имя рек) рабов Твоих! Еже сохранитися им во единомыслии и твердой вере, в законе Вышняго, Творца всех, Бога Вседержателя. Благословитися им в непорочном жительстве. Господь Бог наш дарует им брак честен и ложе нескверно.

Господи Боже наш! Благослови обручение сие в мире и единомыслии. Тебе Единому молимся, исповедуемся и поклоняемся. Обручается раб Божий (имя рек) раб Божией во имя Господа Бога Саваофа, ныне, во всю жизнь, на век. Аминь.

Сочетай их, Господи венчай их в плоть едину, даруй им плод чрева и узрети
чада чад. Благословен Господь Бог наш, Царь вечный, создавший радость жениху и невесте! Даруй им любовь, мир, согласие и дружбу! Скоро да будет слышен глас радости жениху и невесте! (Меняются перстнями).

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Донские

Здравствйте! Спасибо за очень интересную информацию. Интересно,а можно найти где-нибудь списки жителей Привольного и Ленкорани?

Саяпин Максим Михайлович

Распознал текст с помощью FineReader, конвертировал в PDF.
Печатать и читать удобнее:
https://yadi.sk/i/C89KrhGE33DgqT

Надежда Ясницкая

Леонид, спасибо большое за Ваш труд.

Саяпин Максим Михайлович

Купил книгу В. А. Добрынин. “Оборона Мугани”. Открывает важные страницы истории района в тяжёлые годы гражданской войны.
Продаётся от издателя только на авито. В продаже всего 50 экземпляров.
https://www.avito.ru/nalchik/knigi_i_zhurnaly/v._a._dobrynin._oborona_mugani_726636282

Саяпин Максим Михайлович

Ещё одна книга про Русскую Мугань.
http://coollib.com/b/317294/read
Гусейн Дадаш Оглы Наджафов
Лодки уходят в шторм
Упоминаются жители с. Привольное:
Яков Горбунов, Иосиф Пономарев, Моисей Бочарников и др.

Sabir Nasiroqli

Doroqie, moi Privolnenchi!
U menya novaya kniqa o russkix jiteley Yujnoy Muqani uje qotova k pechati. Nado finansoviy pomoshi chtobi napechatali etu kniqu. Proshu Vas, pomoqite chtobi izdavat etu kniqu. Za ranee Spasibo!

Донские

Уважаемый Сабир Насыроглы,

очень интересно было почитать Вашу книгу. Я интересуюсь историей своих предков и села Привольное. Не могу получить из архива Баку ревизские сказки. Село Привольное образовалось где-то в 1830 году.Может быть Вы ,как писатель, можете помочь нам всем и запросить информацию в архиве. С уважением ,Елена из Донских

Донские

Уважаемый Сабир Назырович!

У меня есть к Вам вопросы ,связанные с Вашей книгой. Ответьте,пожалуйста на мой адрес iras12@inbox.lv

Саяпин Максим Михайлович

Б[b]о[/b]льшая часть книги “Одноземцы” заимствована из очерка Ильи Жабина Селение Привольное, Бакинской губ., Ленкоранского уезда от 1900 г.
См https://seloprivolnoe.ru/forum/5—/90

Sabir Nasiroqli

Da, eto ne sovsem tak. To, chto Vi chitali v broshyure “Odnozemchi”, eta malenkiy chast moey kniqi o Russkoy Muqani. Polnaya kniqa naxoditsya v Izdatelstbe , qde uje pechataetsya. V kniqe ukazani vse istochniki ispolzovanniye rukopisi, dnevniki I druqiye. Statyi s avtorami budet v ” Prilojenii”. Tam, takje uvidete okolo dvuxsot fotoqrafiy jiteley russkix jiteley Yujnoy Muqani. Kniqu snabdil arxivnimi dokumentami 1828-1920 qodov o Privolnom, Prishibe, Petrovke, Qolitsine, Pokrovke I yeshe 20-i russkix naselennix punktov s kartami I fotoqrafiyami.

Sabir Nasiroqli

Uvajayemie Privolnenchi, budte vnimatelno, t.k. Moya kniqa sostoit iz 320 stranich. Imeetsya v konche kniqi stranicha “Spisok ispolzovannix literaturi”. Yest razdeli o sobitiyax 1920-1935, 1935-1950 I nakonech 1950-1965 qodov. Ispolzovani mnoqochislenniye arxivniye materiali, fotoqrafii, dnevniki I druqiye zapisi krayevodov, lyubiteley istorii. U menya yest takje rukopisnoy otchet “Sebidashskoqo uchastka Lenkoranskoqo uyezda” za period 1920-1922 q.q.

11
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x