Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979

После «сводов» (но никак не раньше), жених время от времени навещает
невесту; с собой он приглашает кого-нибудь из родственников, постарше; сопровождающие жениха берут с собой бутыль вина, а жених — гостинец, состоящий из узелка с орехами, яблоками, гранатами и другими лакомствами. Войдя в сени, жених останавливается, а пришедшие с ним входят в избу. После этого невеста выходит встречать жениха, целует его и получает гостинец , и оба они входят в избу; жених здоровается с тестем, тещей и со всеми, кто есть в избе. Жениха и невесту сажают за стол рядом, угощают, опять слышатся возгласы «горько», пение псалмов и т. д.

Таким образом невеста «сидит» недели 2—3; за это время она успевает с подругами изготовить все необходимое; верхнюю одежду отдают шить портнихам — специалисткам.

Вечером, под воскресенье последней перед свадьбой недели, у невесты бывает «вечеринка»— нечто в роде девичника: собирается много подруг, приходит и жених, угощаются и поют до полуночи.

На второй или на третьей недели после сговора, родители жениха режут быка и приглашают сватов условиться окончательно о дне свадьбы, при чём 

угощают их мясом и вином. Следует заметить, что по понедельникам свадеб никогда не справляется, вследствие общераспространенного предрассудка о том, что это день «тяжелый».

Еще за день или за два до свадьбы у родителей жениха начинаются хлопоты и приготовления: собирают столы, скамьи, чугуны и сковороды, приготовляют вино, фургоны и пр. Рано утром, в день свадьбы, стряпня уже в полном разгаре. Тем временем запрягают фургон, куда садится «дружок» с двумя или тремя лицами и едут они в дом невесты «выкупать постелю», т. е. все что идет в приданое за нею (что нашили подруги). При выкупании «постели», подруги торгуются с дружком не хуже заправских цыган, требуя и на мыло — мыть невесту, и на иголки, и на ленты и пр.; но вино, стаканчик за стаканчиком, улаживает дело, и дружок, выложив рублей 25—30, забирает «постелю». Деньги эти идут в уплату подругам за шитье. Выкупив «постелю», дружок ведет жениха в заранее вытопленную баню: он там «купается», надевает белье, привезенное от невесты, одевается в лучшее платье,— словом, старается принять наиболее торжественный вид.

После закуски и общей молитвы о благополучном вступлении в законный брак, «дружок» подводит жениха под благословение к отцу, у которого в руках «хлеб с солью». Жених отвешивает перед родителем земной поклон и говорит: «Благослови меня, родный батенька, хлебом солью, Божьей милостью». Поднявшись с полу, он целует хлеб, а потом отца; последний произносит подходящую случаю цитату из библии. Тот же церемониал повторяется при обращении за благословением к матери, деду и бабке. После благословения, все снова садятся за стол, при чем подается легкая закуска. Но вот «дружок» встает из-за стола и ведет жениха к фургону: жених садится первый, вместе с «дружком», потом —«передний», все трое в заднюю часть фургона; вслед за ними — гости, преимущественно молодежь, – сколько может вместить фургон. Они берут с собой достаточное количество вина, и с пением псалмов едут к дому родителей невесты.

В то же время в доме невесты идут не менее деятельные приготовления к свадебной церемонии. Еще накануне или утром, в день свадьбы, топят баню;
невеста с подругами идет мыться; после бани, ее обряжают к венцу:
надевают лучшее платье, косу заплетают, лицо притирают всякими самодельными косметиками и пр. По окончании одевания невесты, все встают и молятся о благополучном вступлении в законный брак (имя рек), о даровании ей счастливой жизни в замужестве. Как только кончают молитву, отец невесты берет хлеб и соль, и становится посреди избы. «Свашка» подводит к нему невесту и наставляет ее, что и как ей нужно делать; следуя этому, невеста кланяется в ноги отцу, испрашивая себе благословения; поднявшись, она целует хлеб, а затем отца,— словом, проделывает то же самое, что и жених. Спросив отцовское благословение, невеста бросается в объятия матери, и, в большинстве случаев, не выдерживает и разражается рыданиями и причитаньями; мать отвечает и ей тем же. Вместе с невестой и матерью плачут и родственники. После этого подходят девушки-подруги и прощаются с невестой поцелуями. Простившись с подругами, невеста садится за стол «голосить».

Начало «голошения» всегда стереотипно одно и то же: «сем-ка» (характерно, что никто из молодежи не понимает значения этого выражения) я сяду за батенькин, за дубовый стол, а за маменькину, за белую скатертку; благодарю тебя, родный батенька, за теплую квартиру, а тебя, моя родная маменька, за привет, за ласку»,— далее идет импровизация, более или менее содержательная, смотря по способностям импровизирующей. Впрочем, все эти плачи и «голошения» иногда бывают лишь пустым исполнением давно установившегося обычая. 

Ко времени приезда жениха, в доме невесты собирается много родни, преимущественно женщин. Жених со «своей стороной», водя в сени, останавливается, а «дружок» через закрытую дверь спрашивает разрешения «войти в дом»; конечно, разрешение следует немедленно, и «дружок» вводит жениха. Тогда кто-нибудь из родственников невесты спрашивает: «с миром-ли?», ему отвечают утвердительно. «Дружок» ведет речь далее: «у вас товар, у нас — купец; мы желали-бы купить». В ответ на это, ему указывают на сидящих за столом братьев невесты (родных или двоюродных), со словами:— «вот продавцы». «Дружок» обращается к ним с вопросом: «что продаете?» — «Сестрину косу», отвечают те, ударяя о стол толстыми палочками. «А что просите?» спрашивает «дружок».—«Позолоти да посеребри руку, тогда сестрину косу покину», отвечают те, сопровождая свои слова новым и более сильным ударом. «Дружок» начинает торговаться, «продавцы» громко стучать и не сдаются, наконец, стороны сходятся в цене. «Дружок», как бы в заключение торга, наливает стакан вина и выпивает со словами: «будем сватами», потом подаёт «продавцам»; те вино выпиваают, а стакан прячут в карман. «Дружок», озадаченный этим, требует возвращения себе стакана: но «продавцы» без выкупа не отдают. «Дружок» жалуется присутствующим, что он полагался «на совесть». Однако, почесываясь и как бы нехотя, вынимает из мошны 2 или 3 червонца, и получает стакан обратно. На том и кончается эта шутливая прелюдия к серьезно-торжественному обряду венчания.

Приступая к самому обряду, жениха и невесту ставят рядом, около стола (невеста с правой стороны жениха); руками они держатся за концы платка. «Передний» начинает читать по «списку», останавливаясь в указанных местах, чтобы спросить жениха и невесту: охотой ли вступают в брак; после того предлагает обменяться «перстнями».

В другом варианте «венчального списка» указана пауза во время которой жениху дают стакан вина; отпив немного, он подает невесте, которая, омочив губы, возвращает стакан жениху, и тот уже допивает его. Затем прослушивается «венчальный список» в следующем содержании:

Закон Моисеев повелевает жениться: ни на дары взирая, ни насилием похищая, ни да лукавым совращением обольстит кто-кого, но с воли и с согласия и в присутствии брачных лиц. Аминь.

Отец берет невесту за правую руку, а жених берет ее за левую и говорит:

Прими нашу дщерь себе в жену, по обычаю сынов израилевых. Ты бо брат ея есть, а она сестра твоя. Милостив же Бог Наш, да благопоспешить вам во благое. Се по закону Моисееву поими дщерь нашу и отведи в дом отца твоего, и будьте благословенны от Господа.

(Жених должен говорить: )

Слышите, предстоящие здесь люди! Вы есть свидетели в том, что я поемлю себе в жену от рода нашего и от братий наших дщерь (имя рек).

(Потом читают предстоящие люди: )

Мы есть свидетели между вами. Да дасть Господь жене твоей, поемшей(?) тобою, входящей в дом твой так же, как Лии и Рахили, женам Иакова, от которых размножился род израилев; из них сила совершилась во Ефрафи и прославилось имя их в Вифлеем. Да будет дом твой, как дом Фаресов, которого родила Фамарь Иуды! И от семени твоего даст тебе Господь от рабы сия чады.

(Потом жених читает: )
О сый, Владыко Господи, Ты сотворил ecu Адама и дал ecu ему помощницу Еву, утверждение, жену его. От тех родися человеческое семя. Ты рекл если: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощницу, подобную ему. И ныне, 

Господи, не блудодеяния ради аз поемлю сестру мою сию, но по истине. Повели помиловану мне быти и с нею состаритися. Се ныне кост от костей моих и плоть от плоти моей. Сия наречется мне жена, что от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матер свою и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину.

Благословен Господь Бог Израилев и благословенно Имя Твое Святое!

Благослови, Господи, днесь обручающихся (имя рек) рабов Твоих! Еже сохранитися им во единомыслии и твердой вере, в законе Вышняго, Творца всех, Бога Вседержателя. Благословитися им в непорочном жительстве. Господь Бог наш дарует им брак честен и ложе нескверно.

Господи Боже наш! Благослови обручение сие в мире и единомыслии. Тебе Единому молимся, исповедуемся и поклоняемся. Обручается раб Божий (имя рек) раб Божией во имя Господа Бога Саваофа, ныне, во всю жизнь, на век. Аминь.

Сочетай их, Господи венчай их в плоть едину, даруй им плод чрева и узрети
чада чад. Благословен Господь Бог наш, Царь вечный, создавший радость жениху и невесте! Даруй им любовь, мир, согласие и дружбу! Скоро да будет слышен глас радости жениху и невесте! (Меняются перстнями).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

11 комментариев

  1. Донские Донские 22 августа 2016

    Здравствйте! Спасибо за очень интересную информацию. Интересно,а можно найти где-нибудь списки жителей Привольного и Ленкорани?

  2. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 12 декабря 2016

    Распознал текст с помощью FineReader, конвертировал в PDF.
    Печатать и читать удобнее:
    https://yadi.sk/i/C89KrhGE33DgqT

  3. Надежда Ясницкая Надежда Ясницкая 06 февраля 2017

    Леонид, спасибо большое за Ваш труд.

  4. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 02 марта 2017

    Купил книгу В. А. Добрынин. “Оборона Мугани”. Открывает важные страницы истории района в тяжёлые годы гражданской войны.
    Продаётся от издателя только на авито. В продаже всего 50 экземпляров.
    https://www.avito.ru/nalchik/knigi_i_zhurnaly/v._a._dobrynin._oborona_mugani_726636282

  5. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 14 марта 2017

    Ещё одна книга про Русскую Мугань.
    http://coollib.com/b/317294/read
    Гусейн Дадаш Оглы Наджафов
    Лодки уходят в шторм
    Упоминаются жители с. Привольное:
    Яков Горбунов, Иосиф Пономарев, Моисей Бочарников и др.

  6. Sabir Nasiroqli Sabir Nasiroqli 15 июня 2017

    Doroqie, moi Privolnenchi!
    U menya novaya kniqa o russkix jiteley Yujnoy Muqani uje qotova k pechati. Nado finansoviy pomoshi chtobi napechatali etu kniqu. Proshu Vas, pomoqite chtobi izdavat etu kniqu. Za ranee Spasibo!

  7. Донские Донские 19 июня 2017

    Уважаемый Сабир Насыроглы,

    очень интересно было почитать Вашу книгу. Я интересуюсь историей своих предков и села Привольное. Не могу получить из архива Баку ревизские сказки. Село Привольное образовалось где-то в 1830 году.Может быть Вы ,как писатель, можете помочь нам всем и запросить информацию в архиве. С уважением ,Елена из Донских

  8. Донские Донские 08 ноября 2017

    Уважаемый Сабир Назырович!

    У меня есть к Вам вопросы ,связанные с Вашей книгой. Ответьте,пожалуйста на мой адрес iras12@inbox.lv

  9. Саяпин Максим Михайлович Саяпин Максим Михайлович 25 июля 2018

    Б[b]о[/b]льшая часть книги “Одноземцы” заимствована из очерка Ильи Жабина Селение Привольное, Бакинской губ., Ленкоранского уезда от 1900 г.
    См https://www.seloprivolnoe.ru/forum/5—/90

  10. Sabir Nasiroqli Sabir Nasiroqli 31 июля 2018

    Da, eto ne sovsem tak. To, chto Vi chitali v broshyure “Odnozemchi”, eta malenkiy chast moey kniqi o Russkoy Muqani. Polnaya kniqa naxoditsya v Izdatelstbe , qde uje pechataetsya. V kniqe ukazani vse istochniki ispolzovanniye rukopisi, dnevniki I druqiye. Statyi s avtorami budet v ” Prilojenii”. Tam, takje uvidete okolo dvuxsot fotoqrafiy jiteley russkix jiteley Yujnoy Muqani. Kniqu snabdil arxivnimi dokumentami 1828-1920 qodov o Privolnom, Prishibe, Petrovke, Qolitsine, Pokrovke I yeshe 20-i russkix naselennix punktov s kartami I fotoqrafiyami.

  11. Sabir Nasiroqli Sabir Nasiroqli 04 августа 2018

    Uvajayemie Privolnenchi, budte vnimatelno, t.k. Moya kniqa sostoit iz 320 stranich. Imeetsya v konche kniqi stranicha “Spisok ispolzovannix literaturi”. Yest razdeli o sobitiyax 1920-1935, 1935-1950 I nakonech 1950-1965 qodov. Ispolzovani mnoqochislenniye arxivniye materiali, fotoqrafii, dnevniki I druqiye zapisi krayevodov, lyubiteley istorii. U menya yest takje rukopisnoy otchet “Sebidashskoqo uchastka Lenkoranskoqo uyezda” za period 1920-1922 q.q.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Mission News Theme от Compete Themes.