Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979

Во время посещения в синагоги одевают специальные платья, в одежде которую носят повседневно, ходить в моление не допускается.

Семейный уклад привольнинцев
Рабочий костюм привольнинца состоит из холщевой или ситцевой рубахи, подпоясанной ремнем, холстинных, «односинковых» или «тяжинных» портов,
башмаков на босу ногу. Зимой соответствующие части костюма заменяются бумазейной рубахой, суконными шароварами, высокими сапогами, халатами грубого сукна или бекешами; шея обматывается шарфом или башлыком.

Для праздничной одежды употребляются более дорогие материалы: суконное трико, твидь, драп, сукно и пр. Головной убор мужчин, и летом и зимой,— суконный черный картуз; некоторые носят меховые и барашковые шапки разных фасонов.

Женщины носят юбки, запоны (передники — их не снимают даже и в праздник), кофты, а зимой — шубки и пальто на вате, крытые бархатом или кубовым ситцем. Обыкновенный головной убор женщин: летом — бумажный или шёлковый (в праздник) платок или шерстяная шаль (малого размера); зимой — большие пуховые или байковые шали. Праздничная одежда женщин делается из более ценных материалов; кашемира, бархата, атласа и т. п.

Вообще, привольнинские женщины очень заботятся о своей внешности: наряды свои украшают вышивками, кружевами и др. отделками; носят ожерелья, янтарные и стеклянные, серьги и т. п. Для предохранения лица от загара и обветривания мажут особым составом: из сала, сулемы, селитры, иногда с прибавлением яичного белка и сливок; средство это называется «деланным салом». Для восстановления белизны лица служит так называемый «деланный мёд», куда входит, кроме меда, сулема и селитра. В качестве румян употребляют корень перекати-поля, собираемый весной, когда растение еще молодо, и сурик. Моды усваиваются привольнинскими женщинами всегда ранее, чем в 

окрестных селениях. Новшества же в мужской одежде позволяют себе одни лишь молодые парни, тогда как старики очень неохотно изменяют обычаям старины.

Власть мужа над женой достаточно велика в привольнинских семьях: за нанесенные побои жене, по их понятиям, муж не отвечает. Муж, принятый в семью жены, располагает меньшей властью: в чужой семье он поступает под начало тестя и тещи, в лице которых жена имеет всегда ревнивых и бдительных заступников; а по смерти родителей, на ее стороне оказывается и материальная сила: в семью принимают зятьев люди состоятельные и не имеющие сыновей, а потому значительная часть имения тестя переходит к дочери, выданной за принятого зятя. Женщина в привольнинской семье является, прежде всего, работницей: все домашнее хозяйство, работы в городе всецело лежат на ней, так же как и уборка плодов в садах, прядение и тканье нужного в хозяйстве полотна, шитьё белья и одежды как лично для себя, так и для всей семьи. Кроме того, женщины принимают деятельное участие в полевых работах: сгребание сена, выборка и мочка льна — почти исключительно их занятия; совместно же с мужчинами, они молотят хлеб и выделывают кирпичи.

Верностью жены привольнинец очень дорожит: муж ревниво относится ко всякому сомнительному случаю, и достаточно намека, чтобы возбудить в нём подозрение и подвергнуть женщину неприятному недоверию и надзору.
Сожительство вне брака и проституция здесь категорически запрещены. Дети, прижитые вне брака, влачат жизнь, полную презрения и обидной отчуждённости: на общественных сходах они лишены права голоса, им нет места на семейных торжествах и т. п. Часто с жалобами на супружескую неверность (подозрение — автор) оскорбленная сторона обращается к суду почётных стариков религиозной общины (кагала). Старики присуждают уличенных к следующим наказаниям: 1) Выговор при всем кагале; 2) Понижение с занимаего места в молитвенном доме; 3) Отлучение от молитвенного дома на определённый срок.

Предельным возрастом привольнинцев можно считать 80 лет, более глубокой старости достигают весьма немногие женского пола (всего старух в селе можно насчитать около 320 чел.)

С равными себе привольнинец криклив и задорен, особенно там, где дело касается его личных выгод; перед сильным же — застенчив и безгласен; но удивительно уживчив и покладист с людьми других национальностей. Находясь в постоянных сношениях с азербайджанцами, привольнинцы превосходно усвоили их язык, к которому прибегают даже в разговорах между собою.

Население Привольного принадлежит к двум религиозным сектам: субботникам и герам.

Разница же между ними заключается в том, что субботники считают себя последователями учения евреев-караимов, а геры — евреев-талмудистов (раввинисты тоже).

Как на главную черту сходства между субботниками и евреями-караимами указывают то, что и те другие не признают никаких авторитетов в религиозном отношении. Геры же, напротив, как и евреи-талмудисты, принимают в одинаковой степени святости как библию, так и все дополнения и разъяснения талмуда, вплоть до самых новейших; все предписания исполняют со всевозможной точностью, как например; правила о «трефе», возжигание свечей по праздникам и субботам, надбавка праздничных дней (пасха — 8 дней, шовуот — пятидесятница — 2 дня, рошь-шоно-новый год — 2 дня, кущи — 9 дней и проч.)

Принадлежность к той или другой секте отражается на характере и образе жизни их последователей. Так например, геры более подвижного характера; занятие торговлей предпочитают всякой другой деятельности; в делах рели

гиозных действуют с замечательным единодушием и весьма склонны к пропаганде своего вероучения; на людей других исповеданий могут смотреть с нескрываемым презрением, позволяя себе подчас насмешки и издевательства.

В разговоре, в особенности при совершении религиозных обрядов, геры стараются употреблять еврейские слова, да и самые обряды называют по-
древнееврейски, разумеется, до неузнаваемости искажая слова, например: обряд обрезания называют — «брись», поминки по умершему — «юрцынь», молитву об успокоении души умершего — «кадишь», возглашение здравицы — «лихаим», ответ — «шулим», опресноки — «маца», нож для резания скота и птиц — «халаф»; названия праздников, кроме приведенных выше: «песах»— пасха, «сиккоись»— кущи; «юнкипирь»— день прощения и т. д.

Есть у геров особенности и в самой внешности: так все они, не исключая и женщин, низко стригут волосы; щегольство между ними развито в большей степени.

Из праздников ими наиболее чтимы следующие:
1. Суббота. Каждая суббота, в продолжение года, празднуется при безусловном воздержании от всякой деятельности, в полном покое. Уже в пятницу, с половины дня или немного позднее, субботники прекращают все работы, ходят в баню, (а в теплую погоду купаются в реке); после захода солнца, стекаются в синагогу и молятся до поздних сумерек. В субботу, утром снова молятся в синагоге до 9—10 часов, при чем читают торжественные молитвы из библии и псалтыри, молитву о благоденствии Царя и Царствующего Дома и отделе из Пятикнижия,— все это сопровождается заунывным пением псалмов. Возвратившись из синагоги садятся за обед, по окончании которого, молодежь идёт на игрища, а старики или ложатся спать или, собравшись группами, ведут тихие беседы, зачастую о вопросах религиозных. Перед наступлением вечера все ещё раз молятся в синагоге.

2. Пурим — Мардохеевы дни — бывает в конце февраля или в марте и длится два дня. За день до праздника постятся, совсем не вкушая пищи,— это «пост Эсфири». Утром, в день праздника, собираются в синагогу, где, после обычных молений, читают книгу Эсфири. Накануне праздника и в самый праздник молодежь стреляет из ружей в воздух или в чучело, вспоминая этим казнь Амана; кого-нибудь рядят в шутовской колпак с погремушками, сажают на осла и водят по улицам, в сопровождении массы ребятишек. Вообще «пурим», как первый весенний праздник, проводится шумно и весело: устраиваются маскарады, ряженье и т. п.

3. Пасха — или праздник опресноков. В дни «Пасхи», продолжающейся семь дней, едят пресный хлеб. Ничего кислого и квашеного в этот праздник не разрешается; имеющуюся же в доме закваску на всё время праздника уничтожают или закапывают в землю. Пресний хлеб, в форме лепешек, приготовляется из муки с примесью молока (или воды), яиц и льняного масла. Раскатывают и пекут лепешки, обыкновенно, женщины, а тесто месять мужчины; при этом никаких обязательных правил не соблюдается; принимают только все предосторожности, чтобы в тесто не попала частица чего-нибудь кислого или квашеного. Для того, чтобы лепешки в печи не вздувались от действия жара, по ним прокатывают зубчатое колесцо, которое оставляет на месте след, в виде сквозных дырочек. Посуду медную лудят за несколько дней до праздника, глиняную — чистят песком, а деревянную — вымачивают в воде или скребутъ ножом и стеклом. Житие дома вновь оштукатуриваются; двери, полы, окна, мебель — моется и тщательно очищается от грязи; платье и бели моется на речке,— словом, к празднику вся обстановка принимает обновленный вид. Накануне первого дня праздника опресноков все (мужчины, и женщины, и дети) 

присутствуют на домашней молитве, (Раньше до закрытия синагоги, в ней отправлялось в этот день общественное богослужение, на котором обязательно все присутствовали), после которой, приступают к ужину, состоящему из пресного хлеба и разных пряностей, каковы: хрен, горчица, перец и т.п. Во время ужина главы семейств объясняют присутствующим символическое значение праздника. Первый и седьмой дни пасхи считаются святыми, и в эти дни безусловно воспрещается всякая работа; промежуточные же — полупраздники, и в эти дни разрешается занятие маловажными делами. Пасха субботников всегда несколько предшествует христианскому празднику.

4. Пятидесятница,—«трубный день», 50-й от воскресенья пасхальной недели — установлена в память Синайского законодательства. После обычных молений, день этот проводят в полном покое, так как всякая работа воспрещена, кроме приготовления необходимой пищи.

5. Через 21 день после предыдущего — пост в память сожжения йерусалимского храма римлянами (в 70-м г. по Р. X.) Этот день все проводят без пищи, посещают кладбища, на общественном молении читается «плачь Иеремии», при чем присутствующие плачут.

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Донские

Здравствйте! Спасибо за очень интересную информацию. Интересно,а можно найти где-нибудь списки жителей Привольного и Ленкорани?

Саяпин Максим Михайлович

Распознал текст с помощью FineReader, конвертировал в PDF.
Печатать и читать удобнее:
https://yadi.sk/i/C89KrhGE33DgqT

Надежда Ясницкая

Леонид, спасибо большое за Ваш труд.

Саяпин Максим Михайлович

Купил книгу В. А. Добрынин. “Оборона Мугани”. Открывает важные страницы истории района в тяжёлые годы гражданской войны.
Продаётся от издателя только на авито. В продаже всего 50 экземпляров.
https://www.avito.ru/nalchik/knigi_i_zhurnaly/v._a._dobrynin._oborona_mugani_726636282

Саяпин Максим Михайлович

Ещё одна книга про Русскую Мугань.
http://coollib.com/b/317294/read
Гусейн Дадаш Оглы Наджафов
Лодки уходят в шторм
Упоминаются жители с. Привольное:
Яков Горбунов, Иосиф Пономарев, Моисей Бочарников и др.

Sabir Nasiroqli

Doroqie, moi Privolnenchi!
U menya novaya kniqa o russkix jiteley Yujnoy Muqani uje qotova k pechati. Nado finansoviy pomoshi chtobi napechatali etu kniqu. Proshu Vas, pomoqite chtobi izdavat etu kniqu. Za ranee Spasibo!

Донские

Уважаемый Сабир Насыроглы,

очень интересно было почитать Вашу книгу. Я интересуюсь историей своих предков и села Привольное. Не могу получить из архива Баку ревизские сказки. Село Привольное образовалось где-то в 1830 году.Может быть Вы ,как писатель, можете помочь нам всем и запросить информацию в архиве. С уважением ,Елена из Донских

Донские

Уважаемый Сабир Назырович!

У меня есть к Вам вопросы ,связанные с Вашей книгой. Ответьте,пожалуйста на мой адрес iras12@inbox.lv

Саяпин Максим Михайлович

Б[b]о[/b]льшая часть книги “Одноземцы” заимствована из очерка Ильи Жабина Селение Привольное, Бакинской губ., Ленкоранского уезда от 1900 г.
См https://seloprivolnoe.ru/forum/5—/90

Sabir Nasiroqli

Da, eto ne sovsem tak. To, chto Vi chitali v broshyure “Odnozemchi”, eta malenkiy chast moey kniqi o Russkoy Muqani. Polnaya kniqa naxoditsya v Izdatelstbe , qde uje pechataetsya. V kniqe ukazani vse istochniki ispolzovanniye rukopisi, dnevniki I druqiye. Statyi s avtorami budet v ” Prilojenii”. Tam, takje uvidete okolo dvuxsot fotoqrafiy jiteley russkix jiteley Yujnoy Muqani. Kniqu snabdil arxivnimi dokumentami 1828-1920 qodov o Privolnom, Prishibe, Petrovke, Qolitsine, Pokrovke I yeshe 20-i russkix naselennix punktov s kartami I fotoqrafiyami.

Sabir Nasiroqli

Uvajayemie Privolnenchi, budte vnimatelno, t.k. Moya kniqa sostoit iz 320 stranich. Imeetsya v konche kniqi stranicha “Spisok ispolzovannix literaturi”. Yest razdeli o sobitiyax 1920-1935, 1935-1950 I nakonech 1950-1965 qodov. Ispolzovani mnoqochislenniye arxivniye materiali, fotoqrafii, dnevniki I druqiye zapisi krayevodov, lyubiteley istorii. U menya yest takje rukopisnoy otchet “Sebidashskoqo uchastka Lenkoranskoqo uyezda” za period 1920-1922 q.q.

11
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x