Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979

Плотники — ремесло плотничье за последнее время стало падать, вследствие вздоражания леса. Здания строят теперь больше из кирпича и камыша.

Кроме перечисленных ремесленников, есть еще: столяры, печники, переплётчики, кровельщики и др. В период сельских работ число местных ремесленников увеличивается еще приезжими на летнее время: кузнецами-армянами из Карабаха, лудильщиками-лезгинами из Лахича и др.

Занятия привольнинцев в продолжение года распределяются в таком порядке: с конца января и по март идет подрезка виноградных садов, март — ставят «таркалы» (жерди для подвязывания виноградных лоз), подвязывают и окапывают виноградники и фруктовые деревья; апрель — пашут и засевают бахчи и яровое; май — косят и убирают сено, пропалывают бахчи, в конце мая иногда приступают к жатве ячменя; июнь — начало жатвы и возка снопов ячменя, выборка льна, жатва пшеницы, уборка яровых и молотьба; июль — молотьба, мочка льна, сушка фруктов, август — окончательная уборка хлебов с гумен, сбор винограда, возка дров; сентябрь, первая половина — сбор бахчей, вторая — пахота; октябрь и ноябрь — пахота.

В Привольном имеется четыре синагоги, их называют то школами, то молитвенными домами, то просто молельнями. Многие жители(94%) умеют читать по-древнееврейски. Внешний облик привольненцев напоминает правоверного еврея. Они не бреют бороды. Чистота в избах и опрятность поразительные, особенно поражают своим отменно чистым содержанием деревянные некрашенные полы. Сначала привольненцы выписывали себе раввинов из настоящих евреев, а ныне, чтобы еще более приблизиться к иудаизму, многие из них женятся на еврейках.

В 1873 году в селе Привольное Министерство Народного Просвещения открыло сельскую школу. В 1855 году она была преобразована в земское нормальное училище. При училище были две библиотеки, фундаментальная и ученическая, в которых содержалось свыше 10 000 томов книг 500 названий. Кроме того, училище в достаточном количество было снабжено учебными пособиями, географическими и историческими картами и пр. и имело полный набор переплетных инструментов, необходимых для ознакомления учащихся с этим ремеслом. В библиотеке училище работали и вели научные исследования по этнографии, истории и географии края ученые из Российской Академии наук Санкт-Петербургского и Казанского университетов. До 1889 года училище размещалось в маленьком одноэтажном доме. В 1889 году, благодаря энергии тогдашнего учителя и директора Д. И. Иванова, общество построило для школы особое здание. И учились здесь в основном мальчики. Лишь в 1895 году сельская община взяла на себя содержание женского отделения. Занятия по мирскому приговору, начинались 15 октября, заканчивались 15 декабря. Во втором полугодии длились тоже всего два месяца.

Привольнинцы мало расположены к просвещению. Их частные школы, обыкновенно, заводимые малограмотными женщинами, не идут дальше изучения псалтири или библии; тем не менее эти школы предпочитаются земскому училищу, и это потому, что якобы в училище преподают «греховную науку» или, по меньшей мере, безполезную, ведущую к свободомыслию; распространителями подобных взглядов на школу являются, конечно, люди наиболее закоренелые в 

своем сектантском фанатизме. «Геры» считают обязательным для себя лишь обучение чтению, но — непременно на древне-еврейском языке, на котором читаются их ежедневные молитвы. Ровнодушие к просвещению, в связи с недоверием к земской школе, не может, конечно, не отражаться весьма вредно на успешности обучения в училище.

Обучение в религиозных классах и в синагоге своеобразно. По своему наружному виду синагоги ничем не выделяются от жилых домов сектантов, только немного превосходят последние. Внутреннее же убранство их состоит из нескольких столов, поставленных рядом у южной стены и накрытых скатертями; далее расставлены рядами скамьи. В одном из углов стоит шкаф с книгами, необходимыми при богослужении и др.; так вы здесь найдете несколько томов библии на церковнославянском языке, псалтири изданные «Российским Библейским обществом» в 20-х годах XIX века, отдельные издания книг пророческих, Иисуса Сирахова, Иудейскую историю И. Флавия и т. п.; в этом же шкафу хранится облачение «переднего», состоящее из белого коленкорового савана, с вышитыми золотом еврейскими буквами и четырьмя кистями по краям из белых и синих ниток. Это облачение «передний» надевает только во время моления; в случае же отсутствия «переднего», оно ни в каком случае не может быть возложено на лицо его замещающее, и иметь подобные облачения никому не дозволяется.

У стен синагоги висит несколько керосиновых ламп с рефлекторами; кроме того, в оконных амбразурах ставится еще несколько подсвечников со стеариновыми свечами; на окнах — занавески и пестрые «рушники» (полотенца). На южной стене в деревянных рамках висят основы Моисеева закона («десять заповедей») и «молитва о благоденствии Царя» — все это писано от руки чёткими печатными литерами, с цветными виньетками. «Молитва» полностью извлечена из караимского молитвенника. На правом дверном косяке синагоги помещается небольшой деревянный ларец — «мезызэ», со стеклом, сквозь которое видна еврейская буква, если ларец жестяной, то буква вытеснена рельефом. (Инициал евр. слова «Шаддай», что значит Всемогущий). В ларец закладывается кусочек пергамента, на котором написаны следующие тексты из св. Писания: Второзаконие, гл. IV, ст. 4 и 9; гл. XI ст. 13 и 21. Такие же ящики можно видеть и в частных домах субботников.

Субботнее моление в синагоге начинается довольно рано; прежде всех является «габа», исполняющий обязанности сторожа и казначея молельни, он приготовляет все нужное для богослужения. Мало-помалу начинают собираться молящиеся. Каждый, входя, прикладывает пальцы к «мезызэ», а потом к своим губам (это обряд целования закона в знак любви); перейдя же порог, останавливается, произносит шопотом молитву (псал. 5, ст. 8 — 13) и, поклонившись, идет садиться на скамью: старики — ближе к столам, а молодежь — к дверям. Являются певцы: кто-нибудь произносит стих из псалтири или библии, а певцы этот стих поют. Поют и мужчины и женщины, но запевалой обязательно должен быть мужчина.

Входит «передний», облачается в свое одеяние и, дождавшись окончания пения, встает со словами: «восстаните, благословите Господа» и т. д. Все поднимаются со своих мест и молятся уже стоя, при чем несколько раз падают ниц и «воздевают руки горе». Молитва состоит из разнообразных мест св. Писания и варьируется, согласно желаниям «переднего».

У многих молящихся имеются в руках молитвенники, писанные местными искусниками гражданским печатным шрифтом, с цветными виньетками. Окончившие молитву, все садятся на скамьи. «Габа» вызывает кого-нибудь к столу для чтения отрывка из Пятикнижия. Прочитавши что нужно, тот уходит на свое 

место, а «старики», и раньше несколько раз прерыравшие чтение, принимаются пояснять прочитанное, и надо сознаться, что пояснения эти бывают весьма туманны, невразумительны и совершенно произвольны. Когда старики замолкают, певцы снова начинают пение, на этот раз непродолжительное. По окончании пения, «передний» встает и произносит ту же пригласительную формулу, после чего начинается монотонная молитва. Это второе моление, кроме земных поклонов и воздевания рук, отличается еще тем, что в середине его поют несколько и прочитывают внятно и раздельно 10 заповедей. По окончании моления, произносят «молитву о благоденствии Царя» и псалмы 18 и 20, после чего все кланяются несколько раз поясным поклоном и расходятся по домам, предварительно послюнив пальцы и приложив их к «мезызэ» — сначала из своего отделения выходят женщины, потом мужчины. «Габа» запирает двери и окна.

Таков порядок молений в синагоге в обычные дни, по субботам; по праздникам же моление отличается большей продолжительностью, а в посты — еще и заунывностью. Во время произнесения второй праздничной молитвы усердные кладут в кассу синагоги несколько медных монет; деньги эти употребляются на ремонт синагоги, на пополнение ее библиотеки и на вспомоществование бедным «кагала». В праздник «очищения» вся синагога устилается циновками, а молельщики и молельщицы являются во всём белом, предварительно оставив обувь на балконе. Моление субботников происходит при торжественной тишине; кто-то, разве, тихо выйдет откашляться или высморкаться. Все сидят и стоят обязательно в шапках. Иметь в синагоге картины, рисунки, статуи и т. п. строжайше воспрещается.

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Донские

Здравствйте! Спасибо за очень интересную информацию. Интересно,а можно найти где-нибудь списки жителей Привольного и Ленкорани?

Саяпин Максим Михайлович

Распознал текст с помощью FineReader, конвертировал в PDF.
Печатать и читать удобнее:
https://yadi.sk/i/C89KrhGE33DgqT

Надежда Ясницкая

Леонид, спасибо большое за Ваш труд.

Саяпин Максим Михайлович

Купил книгу В. А. Добрынин. “Оборона Мугани”. Открывает важные страницы истории района в тяжёлые годы гражданской войны.
Продаётся от издателя только на авито. В продаже всего 50 экземпляров.
https://www.avito.ru/nalchik/knigi_i_zhurnaly/v._a._dobrynin._oborona_mugani_726636282

Саяпин Максим Михайлович

Ещё одна книга про Русскую Мугань.
http://coollib.com/b/317294/read
Гусейн Дадаш Оглы Наджафов
Лодки уходят в шторм
Упоминаются жители с. Привольное:
Яков Горбунов, Иосиф Пономарев, Моисей Бочарников и др.

Sabir Nasiroqli

Doroqie, moi Privolnenchi!
U menya novaya kniqa o russkix jiteley Yujnoy Muqani uje qotova k pechati. Nado finansoviy pomoshi chtobi napechatali etu kniqu. Proshu Vas, pomoqite chtobi izdavat etu kniqu. Za ranee Spasibo!

Донские

Уважаемый Сабир Насыроглы,

очень интересно было почитать Вашу книгу. Я интересуюсь историей своих предков и села Привольное. Не могу получить из архива Баку ревизские сказки. Село Привольное образовалось где-то в 1830 году.Может быть Вы ,как писатель, можете помочь нам всем и запросить информацию в архиве. С уважением ,Елена из Донских

Донские

Уважаемый Сабир Назырович!

У меня есть к Вам вопросы ,связанные с Вашей книгой. Ответьте,пожалуйста на мой адрес iras12@inbox.lv

Саяпин Максим Михайлович

Б[b]о[/b]льшая часть книги “Одноземцы” заимствована из очерка Ильи Жабина Селение Привольное, Бакинской губ., Ленкоранского уезда от 1900 г.
См https://seloprivolnoe.ru/forum/5—/90

Sabir Nasiroqli

Da, eto ne sovsem tak. To, chto Vi chitali v broshyure “Odnozemchi”, eta malenkiy chast moey kniqi o Russkoy Muqani. Polnaya kniqa naxoditsya v Izdatelstbe , qde uje pechataetsya. V kniqe ukazani vse istochniki ispolzovanniye rukopisi, dnevniki I druqiye. Statyi s avtorami budet v ” Prilojenii”. Tam, takje uvidete okolo dvuxsot fotoqrafiy jiteley russkix jiteley Yujnoy Muqani. Kniqu snabdil arxivnimi dokumentami 1828-1920 qodov o Privolnom, Prishibe, Petrovke, Qolitsine, Pokrovke I yeshe 20-i russkix naselennix punktov s kartami I fotoqrafiyami.

Sabir Nasiroqli

Uvajayemie Privolnenchi, budte vnimatelno, t.k. Moya kniqa sostoit iz 320 stranich. Imeetsya v konche kniqi stranicha “Spisok ispolzovannix literaturi”. Yest razdeli o sobitiyax 1920-1935, 1935-1950 I nakonech 1950-1965 qodov. Ispolzovani mnoqochislenniye arxivniye materiali, fotoqrafii, dnevniki I druqiye zapisi krayevodov, lyubiteley istorii. U menya yest takje rukopisnoy otchet “Sebidashskoqo uchastka Lenkoranskoqo uyezda” za period 1920-1922 q.q.

11
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x