Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Одноземцы. Sabir Nasiroqli Urufzade, Alma-Ata,1979

6. Новый год. В августе или сентябре празднуется первый день еврейского нового года (гражданского). В этот день работа воспрещается.

7. День прощения (10-й день после нового года). Еще до Захода солнца предыдущего дня оставляют все работы, идут в баню или купаются в реке, и ужинают (также до захода солнца), а в течение самого дня соблюдают строжайший пост, воздерживаясь от пищи, питья и всяких удовольствий. Накануне все идут в синагогу, молятся очень долго, некоторые-же проводят на молитве всю ночь. Утром молитва возобновляется и продолжается до половины дня и дольше; потом опять собираются читают из библии и псалтири, поют и молятся; так продолжается до поздного вечера. В молитвах просят Бога об отпущении грехов; с ближними стараются примириться еще до наступления этого дня прощая и испрашивая прощение. Молитвы, читаемые в этот день, проникнуты скорбью, многие из присутствующих, особенно женщины, плачут; несколько раз в продолжение молитвы все подают ниц, произнося при этом особенно трогательные слова.

8. Кущи — праздник, празднуется в течении 8-и дней. Его празднуют в сентябре, на пятнадцатый день после нового года. Это самый веселый и шумный праздник, так как к этому времени поспевает вино и никаких религиозных ограничений и стеснений в эти дни не налагается; пьянство же идет повальное. Отличительной чертой этого праздника является устройство во дворах (иногда на балконах, под крышей) шалашей из циновок или камыша, крытых ветвями ветлы, ольхи полу-липы, шелковицы (тутовые дерево) и клена; вообще это — праздник зелени. В этих шалашах празднующие проводят большую часть дня: по утрам молятся, угощают гостей, пьют чай и пр. Первый и последний день считаются особенно священными; работать в эти дни воспрещается; промежуточные же — полупраздники. В субботу, приходящуюся в праздник «кущей», оканчивают чтение отрывков Пятикнижия; читаемых еженедельно по субботам, в течение года; в первую же субботу после этого праздника снова начинают чтение Пятикнижия.

К каждому празднику режется скотина или птица и припасается вино; приготовляется в самый день праздника, за исключением суббот и «дня прощения», когда запрещается зажигать огонь. Следует вообще заметить, что наступление праздника и начало суток у субботников считается с момента захода солнца; таким образом, у них сначала идет ночь, а потом день, что составляет сутки.

Родины
Как только женщина почувствует приближение родов, тотчас посылают за
бабкой (повитухой) и топят баню; бабки, как правило, очень пожилые женщины, лет 80 и выше. Им помогает специально подготовленные «акушеры» лет 60—70, которые работает по их инструкции. Почти все женщины рожают в банях, чтобы быть в это время подальше от людей и скрыть момент начало родов. При родах присутствуют, бабка, мать или свекровь; ученица «акушерка» присутствует по усмотрению бабки, другие лица безцеремонно удаляются. Никакими льготами в это время никто не пользуется. Лучшим временем для родов считается весна и осень, но наибольшее количество рождений приходится на первые два зимних месяца; 3/5 родят ночью. После разрешения, на второй или третий день, роженица переходит в дом, иногда же остается в бане на неделю. Как только разнесется по селу слух, что такая-то разрешилась от бремени, родственники и знакомые считают своей обязанностью отнести ей на «зубок», т. е. одарить роженицу разными вкусными снадобьями: блинцами, варениками, ватрушками и проч.; посетительниц при этом угощают чаем, вином, водкою и закусками. Если не предполагается, что родители будут справлять «родины» особо, то, кроме «зубка», приносят еще «на рубашку» новорожденному. Справление же родин заключается в том, что приглашают всех родственниц с «обеих сторон», т. е. невестиных и жениха, и угощают кушаньями и вином; при этом гости поют псалмы, отец объявляет, какое имя он дает новорожденному. Иногда этот семейный праздник затягивается до полуночи. Во время угощений приглашенные дарят на рубашку новорожденному (по 1 1/2—2 м. ситцу). Отец новорожденного даёт бабке полтинник (т. е. пятьдесят рублей), а некоторые даже сотню.

Роженица, вследствие своей слабости, конечно, не принимает участия ни в «справлении родин», ни в «справлении завета» т. е. «гульбе» при обрезании (см. ниже). Женщина, родившая мальчика, на 40 дней изолируется не только от мужа, но и от всей семьи; если же период послеродовых очищений продолжается долее этого срока, то женщина остается в положении обособленной до окончания очищения. Если же родит девочку, то время обязательной обособленности увеличивается вдвое, т. е. до 80 дней. Изоляция же заключается в следующем: во все это время женщина должна сидеть и спать на одном определенном месте; посуда, из которой она ест и пьет, у ней своя особая и ни на что потом уже не употребляется; дверь она открывает и закрывает не за общую ручку, а за свою, к которой никто более не прикасается; если же кто, случайно, прикоснется к роженице, или к ее вещи, или к предмету, к которому она прикасалась,— обязан омыться водою и вымыть платье и белье; также если роженица, случайно или по необходимости, прикоснется к какой-нибудь вещи, то эта вещь должна быть вымыта самым тщательным образом. Если новорожденного необходимо передать «чистому» человеку, его тоже предварительно выкупают и переменят на нём белье и пеленки. Такая же строгая обособленность женщины соблюдается и во время регул. Менструирующие женщины и роженицы исполняют только такие работы, которые они не могут осквернить своим прикосновением, так например: мотыженье бахчей и садов, выгон скотины в стадо и т. п. Если женщина в такое время мнет лён или прядет, то всё это опять-таки должно быть вымыто. По окончании менструаций, женщина купается в реке или бане, моет свое место, свою постель; если же последняя имеет свое специальное назначение — служить только в эти болезненные периоды, то обязательно прячет ее в определенном месте; свою посуду, металлическую и стеклянную, чистит песком, деревянная вымачивается сутки в воде; фарфоровая же, фаянсовая и глиняная, по понятиям субботников, не может быть ни вымыта, ни вычищена, ни даже выжжена, а потому, как «осквернённая», может служить только для надобностей роженицы. 

Примечание: О запрещении половых сношений во время регул и послеродовых очищений (лохий), кажется, нечего и упоминать; но этого недостаточно: каждая, менструированная более 7 дней гарантирована от primae noctis еще на 7 дней; также и после «ложий» обязательно отсчитывается 7 дней для «очищений».

Обрезание
На восьмой день от рождения совершается обряд обрезания. Накануне этого дня, утром, отец младенца приглашает родственников и знакомых, в достаточном, по его усмотрению, числе, также кума и куму (иногда двух кумовьев и двух кумушек). В кумовья приглашается какой-нибудь приятель; если женатый, то с женою, а если нет, то с посторонней девушкой или женщиной. Когда все соберутся «наставник» или «передний» (руководитель кагала) читает молитву о том, чтобы Бог позволил «принять завет на плоти» такому-то (при этом произносится имя новорожденного); слова этой молитвы хором повторяются всеми присутствующими как мужчинами, так и женщинами. Вместе с этой молитвой обязательно прочитываются места из св. Писания: Бытия, гл. 17, ст. 10—15; гл. 21, ст. 4; Иисуса Навина, гл. 5 ст. 2—8.

Во время, чтения молитвы, новорожденный, предварительно выкупанный, находится на руках у кумы. По окончании же молитвы, кума передает младенца на руки куму. «Передний» простирает над дитятей руку для благословления, в чём ему подражают все мужчины. По окончании общего благословения, отец младенца берет его с подушки к себе на руки, и произносит свое благословение. Это благословение заключает в себе пожелания счастливо принять обряд. Окончив благословение отец передает младенца на руки куму, а тот возлагает его на стол; тут кто-нибудь связывает платком ножки ребенку; тогда подходит «передний» и производит острой бритвой обрезание. По окончании операции, которая, к слову сказать, совершается быстро, оперированное место обливается крепкосолёной водой и засыпается «червоточиной» (т. е. сухим измельченным извержением древоточца); для стока крови подставляется блюдо или сковорода с золой. Когда ребенок при операции вскрикивает, то все окружающие утешают его словами: «ничего, ты теперь израиль!» (т. е. воин-муж). По окончании обряда, кум передает ребенка куме, а та относит его матери, находящейся в другой комнате или в натопленной бане. (Кума приносит матери еще стакан с чистой водой, который, стоял на столе во время операции).

После этого мужчины снова начинают читать молитвы, на этот раз уже благодарственные: о принятии таким-то (имя рек) «завета на плоти». По окончании молитвы, поздравляют отца, кума, друг друга и проч., и садятся за обед состоящий из различных блюд. Сначала подается студень («холодец»), разбавленный квасом и сдобренный хреном или горчицей; потом щи, лапша, вареное мясо, каша рисовая с изюмом, и т. п. В заключение стряпухи ставят на стол тарелку с кашей и накрывают ее блюдом. Отец новорожденного снимает блюдо, ставит на стол и кладет на него крупный рубль, т. е. «червонец», прося гостей «сберечь от ветра», что они и исполняют, бросая на кредитку, кто рубль, кто 3 или 5 и больше. Все, лежащее на блюде, поступает в пользу, повитухи, отсюда и самая каша носит название бабушкиной.

Гости принимаются есть и пить за здоровье «бабушки». Через некоторое время, являются опять стряпухи…, они подбрасывают ложками кашу в стоящие на столах блюда и опять накрывают их. Отец новорожденного вновь кладёт деньги в блюдо, а гости бросают на блюдо: кто ситцу на рубашку, кто шапочку, кто чулки, а кто — деньги; на этот раз все подаренное гостями считается собственностью младенца; рубль же, положенный отцом, принадлежит 

«батюшке», т. е. лицу, совершавшему моление и обряд обрезания. Каша, подкошенная стряпухами, называется кашей младенца. В заключении обеда подаётся щербет или компот из разваренных сухих плодов («чимесь* или «цимесь»). После обеда читают молитву «после принятия пищи» и поют псалмы, после чего начинается беспорядочная попойка. На переднем столе, за которым сидят более почетные гости, хозяин обязан угощать вином кумов. Прежде чем убрать грязные тарелки, ставят на стол чистые и потом уже убирают грязные; пьют же, когда подносит «подносчик», который за своим столом всем подает поочередно; при этом он должен стараться, чтобы гости как можно больше пили.

Свадьба
В Привольном выдаются замуж девушки в основном, 17—18 лет и с таким расчётом, чтобы невеста была на год или два моложе жениха, в крайнем же случае,— одних лет. Выбор невесты и жениха столько же зависит от родителей, сколько и от самой молодежи. Сближению полов содействует игрища, всегда устраиваемые в каких-нибудь отдаленных пунктах (на выгонах, в садах и т. п.), тайно от стариков, которые подобные зрелища не только не одобряют, но и прямо-таки преследуют. На них присутствуют, кроме парней я девушек, молодожёны; обращение полов между собой очень вольное. Любимые игры на этих собраниях: «лапта», «круги», «горелки», «жгуты», «казаки» (напоминает «кошку и мышку») и др. При выборе жениха и невесты главнейшее внимание родителями обращается на то, чтобы это были люди равного материального достатка. Кроме того, принимаются в рассчет характеры не только молодых людей, но и их родителей, отсутствие вражды между родителями и т. п. Сватами (их двое или трое) бывает кто-нибудь из родителей (иногда оба родителя) или родственников, или наконец, посторонние лица, имеющие знакомство с домом невесты; вообще для этой роли избирают лиц пожилых и «шустрых». Самое сватанье не носит определенной формы. После сделанного сватами предложения, родители невесты назначают время, когда придти за окончательным ответом; впрочем, иногда такой ответ затягивается на довольно продолжительное время, когда, например, родители невесты имеют в виду выиграть срок: выжидают лучшей партии и вместе с тем бояться упустить настоящую. Дать окончательный отказ сватам в первый же вечер (сваты, обыкновенно, ходят по вечерам) считается оскорблением сватов, что позволит себе разве какой-нибудь гордец или богач-самодур.

Идя сватать, сваты по дороге обращают внимание на каждую мелочь: если встретится кто-нибудь «с порожним» (мешком ли, ведром или лукошком), они уже уверены в неуспехе своего дела и т. п.; с встречными не здороваются, не заговаривают, а стараются, чтобы их не узнали. Если в доме невесты, во время сватания, не перестают прясть, то это уже немой отказ, и после этого добиваться благоприятного ответа, по меньшей мере, бесполезно. Если же «дело идет на лад», то сваты, получив «руку» (согласие выражается протягиванием сватам отцом своей руки, а, за отсутствием его, матерью невесты), идут в дом жениха и делают приготовление к сговору.

Весь процесс бракосочетания состоит из следующих шести моментов:
«сговор», «запой», «своды», «свадьба», «похмелье» и «отводы».

Сговор заключается во взаимном предложении и обсуждении брачных
условий. Прежде всего условливаются о том, сколько невеста должна получить от жениха «кладки», т. е. денег и верхнего платья. Размер «кладки», по большей части, бывает одинаков как для бедных, так и для богатых, а именно: 1000 руб. деньгами и материи на 5—6 верхних женских одежд со всеми принадлежностями и уборами. На полученные от жениха деньги невеста обязана справить ему несколько рубах и двое брюк (одни должны быть из более дорогой материи).

Кроме того, оговаривается также количество свадебных обедов, какая на них должна подаваться водка — «духанская» или «резная» (т. е. своего приготовления, не оплоченная акцизом). Деньги на устройство большей части этих обедов даются женихом: по 200—250 р. на каждый обед. В последнее время, по уставу кагала, делают только один обед и похмелье, вместо прежних 5—6.

Запой. Вслед за окончанием сговора, начинается «запой». В дом родителей невесты собираются ближайшие родственники и необходимое количество жениховой родни. Расставляют столы скамьи; родственники жениха накрывают столы принесенными собой продуктами и винно-водочными напитками (если было условлено подавать их). Когда начинается закусывание и попойка, отец невесты громко всем объявляет о помолвке своей дочери. Иногда с запоем соединяют и своды.

Своды. В таком случае кто-нибудь из родственников жениха «приводит» его в дом невесты со следующей церемонией: по окончании сговора, приводящий даёт жениху конец платка, а за другой сам держит и таким образом буквально «вводить» жениха в дом. Остановившись посредине комнаты, жених поджидает, пока одна из родственниц невесты, держа в одной руке блюдо с платком или шарфом, а другой ведя так же, как и жениха, за платок, невесту, не подойдет и не скажет: «ну, (имя рек), подарочек прими, да и блюдо посеребри»; вслед за этим приглашением жених берет, что на блюде, и кладет на него деньги, полтинник или сотню в одной купюре потом кто-нибудь из «радателей» (посторонний) подсказывает жениху: «полученным подарком сам утрись, невесту утри, а потом поцелуй». Когда все это в точности исполнено, помолвленных заставляют взяться за концы платка, и сажают где-нибудь в уголок рядышком за особый стол, и с ними садится только молодежь. После всех этих церемоний, начинается «гульба». Выпить предлагают и помолвленным, и жених должен потчевать невесту. Тут кто-нибудь из гостей, поднимая стакан и попробовав из него, громко возглашает: «Горько!» и просит подсластить; помолвленные встают и целуются, а гости поздравляют их: жениха с «нареченной супругой», а невесту — с «нареченным супругом». По окончании закуски, продолжают пить и поют псалмы. Жених с несколькими мужчинами уходит домой; невеста провожает его до ворот. Оставшиеся гости «гуляют» до рассвета. Порядок церемонии «сводов» одинаково, независимо от того, соединяют ли их с «сговором» или устраивают отдельно. После «сводов» невеста обязана скрываться, без особенной нужды не выходить ни на улицу, ни к соседям.

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Донские

Здравствйте! Спасибо за очень интересную информацию. Интересно,а можно найти где-нибудь списки жителей Привольного и Ленкорани?

Саяпин Максим Михайлович

Распознал текст с помощью FineReader, конвертировал в PDF.
Печатать и читать удобнее:
https://yadi.sk/i/C89KrhGE33DgqT

Надежда Ясницкая

Леонид, спасибо большое за Ваш труд.

Саяпин Максим Михайлович

Купил книгу В. А. Добрынин. “Оборона Мугани”. Открывает важные страницы истории района в тяжёлые годы гражданской войны.
Продаётся от издателя только на авито. В продаже всего 50 экземпляров.
https://www.avito.ru/nalchik/knigi_i_zhurnaly/v._a._dobrynin._oborona_mugani_726636282

Саяпин Максим Михайлович

Ещё одна книга про Русскую Мугань.
http://coollib.com/b/317294/read
Гусейн Дадаш Оглы Наджафов
Лодки уходят в шторм
Упоминаются жители с. Привольное:
Яков Горбунов, Иосиф Пономарев, Моисей Бочарников и др.

Sabir Nasiroqli

Doroqie, moi Privolnenchi!
U menya novaya kniqa o russkix jiteley Yujnoy Muqani uje qotova k pechati. Nado finansoviy pomoshi chtobi napechatali etu kniqu. Proshu Vas, pomoqite chtobi izdavat etu kniqu. Za ranee Spasibo!

Донские

Уважаемый Сабир Насыроглы,

очень интересно было почитать Вашу книгу. Я интересуюсь историей своих предков и села Привольное. Не могу получить из архива Баку ревизские сказки. Село Привольное образовалось где-то в 1830 году.Может быть Вы ,как писатель, можете помочь нам всем и запросить информацию в архиве. С уважением ,Елена из Донских

Донские

Уважаемый Сабир Назырович!

У меня есть к Вам вопросы ,связанные с Вашей книгой. Ответьте,пожалуйста на мой адрес iras12@inbox.lv

Саяпин Максим Михайлович

Б[b]о[/b]льшая часть книги “Одноземцы” заимствована из очерка Ильи Жабина Селение Привольное, Бакинской губ., Ленкоранского уезда от 1900 г.
См https://seloprivolnoe.ru/forum/5—/90

Sabir Nasiroqli

Da, eto ne sovsem tak. To, chto Vi chitali v broshyure “Odnozemchi”, eta malenkiy chast moey kniqi o Russkoy Muqani. Polnaya kniqa naxoditsya v Izdatelstbe , qde uje pechataetsya. V kniqe ukazani vse istochniki ispolzovanniye rukopisi, dnevniki I druqiye. Statyi s avtorami budet v ” Prilojenii”. Tam, takje uvidete okolo dvuxsot fotoqrafiy jiteley russkix jiteley Yujnoy Muqani. Kniqu snabdil arxivnimi dokumentami 1828-1920 qodov o Privolnom, Prishibe, Petrovke, Qolitsine, Pokrovke I yeshe 20-i russkix naselennix punktov s kartami I fotoqrafiyami.

Sabir Nasiroqli

Uvajayemie Privolnenchi, budte vnimatelno, t.k. Moya kniqa sostoit iz 320 stranich. Imeetsya v konche kniqi stranicha “Spisok ispolzovannix literaturi”. Yest razdeli o sobitiyax 1920-1935, 1935-1950 I nakonech 1950-1965 qodov. Ispolzovani mnoqochislenniye arxivniye materiali, fotoqrafii, dnevniki I druqiye zapisi krayevodov, lyubiteley istorii. U menya yest takje rukopisnoy otchet “Sebidashskoqo uchastka Lenkoranskoqo uyezda” za period 1920-1922 q.q.

11
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x